Святые и святыни

Преподобный Феодосий Сийский

†1687

Память – 29 октября/11 ноября

Преподобный Феодосий родился «около 1612 г. в Холмогорах» (66, 59). В миру он носил имя Феодор. Его отец Игнатий Лебедев был «ремесленником – среброковачом» (ювелиром); по сведениям же архимандрита Никодима, преподобный Феодосий происходил «из духовного звания» (2, 115). Мать будущего подвижника звали Феодосией. Родители надеялись, что их сын унаследует отцовское ремесло, однако Феодор не обнаруживал к этому никакой склонности. Любимым его занятием было чтение Божественных книг.

Когда Феодору исполнилось восемнадцать лет, он против воли родителей ушел в Сийский монастырь. Там он вел строгую подвижническую жизнь и в 1644 году стал настоятелем обители.

Много трудов приложил Феодосий, чтобы благоустроить монастырское общежитие. В годы его настоятельства была закончена постройка каменных монастырских храмов – Свято-Троицкого собора, Благовещенской и Сергиевской надвратной церквей. «Это был человек высокоблагочестивой жизни, ревнитель святыни, строгий подвижник, мудрый правитель обители. Он много потрудился над благоустроением края, и при нем в обители иноческая жизнь стояла на высоте нравственного совершенства» (2, 122). Все свое свободное время он посвящал книгам: переписывал их, собирал древние рукописи, чтобы сделать с них достоверные списки. В 1648 году «Феодосий переписал житие преподобного Антония, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками. Известно, что он сам написал иконы Софии Премудрости Божией и основателя монастыря – преподобного Антония Сийского».

В 1650 году по поручению Новгородского митрополита Никона игумен Феодосий освидетельствовал мощи преподобного Евфимия Архангелогородского.

В Сийском монастыре у преподобного Феодосия имелись недруги. Когда в 1652 году митрополит Новгородский Никон (впоследствии Патриарх всея Руси), следуя на Соловки за мощами святителя Филиппа, посетил проездом Сийский монастырь, некоторые из братии «оклеветали его перед митрополитом». Преподобный Феодосий был сослан в Кожеезерский монастырь. Однако, когда преподобный Феодосий оказался в ссылке в Кожеезерском монастыре, «авторитет его был столь велик, что и там его вскоре поставили игуменом». Спустя пять лет преподобный Феодосий снова стал управлять Сийским монастырем. Не помня зла, которое причинили ему некоторые из злонравных братий, он пополнил библиотеку обители, сгоревшую во время пожара, своими келейными книгами – девятнадцатью рукописными и двенадцатью печатными (66, 60).

После учреждения в 1682 году Архангельской и Холмогорской архиепископии преподобный Феодосий «шесть лет был правою рукою архиепископу Афанасию» (2, 124). В судьбе его сбылась евангельская заповедь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Преподобный Феодосий «создал в Сийском монастыре своеобразную школу книгописания» (66, 60). Особое значение придавал он украшению книги. При оформлении книг он «использовал двухцветные оттиски с гравированных на дереве художественных рамок». Среди собранных и переписанных им книг были жития святых, творения Максима Исповедника, Катехизис, «Просветитель» Иосифа Волоцкого. С книгами духовного содержания соседствовали и исторические – «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Римские деяния», Степенная книга, «Новый Летописец». Исходя из этого, можно сделать вывод, что преподобный Феодосий был глубоко образованным для того времени человеком.

Умер преподобный Феодосий в возрасте семидесяти девяти лет 29 октября 1687 года и был похоронен в монастырской усыпальнице рядом с преподобными Исаией и Никанором Ручьевскими, недалеко от места погребения преподобного Антония Сийского. После его кончины в Сийском Свято-Троицком монастыре хранились любимые книги преподобного Феодосия: двадцать пять рукописных и двадцать восемь печатных (66, 61).

К списку




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.