Святые и святыни

Преподобный Феодосий Сийский

†1687

Память – 29 октября/11 ноября

Преподобный Феодосий родился «около 1612 г. в Холмогорах» (66, 59). В миру он носил имя Феодор. Его отец Игнатий Лебедев был «ремесленником – среброковачом» (ювелиром); по сведениям же архимандрита Никодима, преподобный Феодосий происходил «из духовного звания» (2, 115). Мать будущего подвижника звали Феодосией. Родители надеялись, что их сын унаследует отцовское ремесло, однако Феодор не обнаруживал к этому никакой склонности. Любимым его занятием было чтение Божественных книг.

Когда Феодору исполнилось восемнадцать лет, он против воли родителей ушел в Сийский монастырь. Там он вел строгую подвижническую жизнь и в 1644 году стал настоятелем обители.

Много трудов приложил Феодосий, чтобы благоустроить монастырское общежитие. В годы его настоятельства была закончена постройка каменных монастырских храмов – Свято-Троицкого собора, Благовещенской и Сергиевской надвратной церквей. «Это был человек высокоблагочестивой жизни, ревнитель святыни, строгий подвижник, мудрый правитель обители. Он много потрудился над благоустроением края, и при нем в обители иноческая жизнь стояла на высоте нравственного совершенства» (2, 122). Все свое свободное время он посвящал книгам: переписывал их, собирал древние рукописи, чтобы сделать с них достоверные списки. В 1648 году «Феодосий переписал житие преподобного Антония, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками. Известно, что он сам написал иконы Софии Премудрости Божией и основателя монастыря – преподобного Антония Сийского».

В 1650 году по поручению Новгородского митрополита Никона игумен Феодосий освидетельствовал мощи преподобного Евфимия Архангелогородского.

В Сийском монастыре у преподобного Феодосия имелись недруги. Когда в 1652 году митрополит Новгородский Никон (впоследствии Патриарх всея Руси), следуя на Соловки за мощами святителя Филиппа, посетил проездом Сийский монастырь, некоторые из братии «оклеветали его перед митрополитом». Преподобный Феодосий был сослан в Кожеезерский монастырь. Однако, когда преподобный Феодосий оказался в ссылке в Кожеезерском монастыре, «авторитет его был столь велик, что и там его вскоре поставили игуменом». Спустя пять лет преподобный Феодосий снова стал управлять Сийским монастырем. Не помня зла, которое причинили ему некоторые из злонравных братий, он пополнил библиотеку обители, сгоревшую во время пожара, своими келейными книгами – девятнадцатью рукописными и двенадцатью печатными (66, 60).

После учреждения в 1682 году Архангельской и Холмогорской архиепископии преподобный Феодосий «шесть лет был правою рукою архиепископу Афанасию» (2, 124). В судьбе его сбылась евангельская заповедь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Преподобный Феодосий «создал в Сийском монастыре своеобразную школу книгописания» (66, 60). Особое значение придавал он украшению книги. При оформлении книг он «использовал двухцветные оттиски с гравированных на дереве художественных рамок». Среди собранных и переписанных им книг были жития святых, творения Максима Исповедника, Катехизис, «Просветитель» Иосифа Волоцкого. С книгами духовного содержания соседствовали и исторические – «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Римские деяния», Степенная книга, «Новый Летописец». Исходя из этого, можно сделать вывод, что преподобный Феодосий был глубоко образованным для того времени человеком.

Умер преподобный Феодосий в возрасте семидесяти девяти лет 29 октября 1687 года и был похоронен в монастырской усыпальнице рядом с преподобными Исаией и Никанором Ручьевскими, недалеко от места погребения преподобного Антония Сийского. После его кончины в Сийском Свято-Троицком монастыре хранились любимые книги преподобного Феодосия: двадцать пять рукописных и двадцать восемь печатных (66, 61).

К списку




Публикации

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум
27 Июл 2017

Алексей Пищулин: ... чтобы за модным видеорядом не сквозил инфернальный вакуум


Работать на телевидении можно, не «выключая мозги», а напротив, находя им наилучшее применение. Документалистика — оазис в современном медиа-мире, один из способов разговора с умным зрителем. Так смотрит на этот жанр московский режиссёр Алексей Пищулин, гостивший в Архангельске. Автор исторического цикла «Династия» размышляет о будущем документального кино, об артхаусе, о воздействии зримой гармонии на человека  и вспоминает эпоху великих рассказчиков.  

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке
25 Июл 2017

Василий Ларионов: Я увидел Небесную Россию в Америке


Архангелогородская публика привыкла к стандартному набору коллективов, номеров и произведений, которые можно услышать на Пасхальном фестивале. В этом году все прошло иначе. Источник ветра новаций — Василий Ларионов, директор Поморской филармонии. Он вливает в ветхие мехи респектабельной традиционности свежее вино непривычных форматов, нестандартных подходов и модных влияний.

Духу человека нужен Бог
24 Июл 2017

Духу человека нужен Бог


Людям свойственно увлекаться, их манит новое, касается ли то материальных благ или духовных веяний. И в этом вечном, оправданном стремлении к «передовому» что важно человеку положить на внутренние весы?

Надежды, адресованные Богу
21 Июл 2017

Надежды, адресованные Богу


Она повсюду: в вещах, в манерах поведения, в речи, привычках. Она есть колебание, отклонение от обычая, которое рождает новшества. Мода как феномен, затрагивающий все сферы. Это о том, что происходит внутри нас. Мода — веяние, она изменчива.