Святые и святыни

Преподобный Феодосий Сийский

†1687

Память – 29 октября/11 ноября

Преподобный Феодосий родился «около 1612 г. в Холмогорах» (66, 59). В миру он носил имя Феодор. Его отец Игнатий Лебедев был «ремесленником – среброковачом» (ювелиром); по сведениям же архимандрита Никодима, преподобный Феодосий происходил «из духовного звания» (2, 115). Мать будущего подвижника звали Феодосией. Родители надеялись, что их сын унаследует отцовское ремесло, однако Феодор не обнаруживал к этому никакой склонности. Любимым его занятием было чтение Божественных книг.

Когда Феодору исполнилось восемнадцать лет, он против воли родителей ушел в Сийский монастырь. Там он вел строгую подвижническую жизнь и в 1644 году стал настоятелем обители.

Много трудов приложил Феодосий, чтобы благоустроить монастырское общежитие. В годы его настоятельства была закончена постройка каменных монастырских храмов – Свято-Троицкого собора, Благовещенской и Сергиевской надвратной церквей. «Это был человек высокоблагочестивой жизни, ревнитель святыни, строгий подвижник, мудрый правитель обители. Он много потрудился над благоустроением края, и при нем в обители иноческая жизнь стояла на высоте нравственного совершенства» (2, 122). Все свое свободное время он посвящал книгам: переписывал их, собирал древние рукописи, чтобы сделать с них достоверные списки. В 1648 году «Феодосий переписал житие преподобного Антония, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками. Известно, что он сам написал иконы Софии Премудрости Божией и основателя монастыря – преподобного Антония Сийского».

В 1650 году по поручению Новгородского митрополита Никона игумен Феодосий освидетельствовал мощи преподобного Евфимия Архангелогородского.

В Сийском монастыре у преподобного Феодосия имелись недруги. Когда в 1652 году митрополит Новгородский Никон (впоследствии Патриарх всея Руси), следуя на Соловки за мощами святителя Филиппа, посетил проездом Сийский монастырь, некоторые из братии «оклеветали его перед митрополитом». Преподобный Феодосий был сослан в Кожеезерский монастырь. Однако, когда преподобный Феодосий оказался в ссылке в Кожеезерском монастыре, «авторитет его был столь велик, что и там его вскоре поставили игуменом». Спустя пять лет преподобный Феодосий снова стал управлять Сийским монастырем. Не помня зла, которое причинили ему некоторые из злонравных братий, он пополнил библиотеку обители, сгоревшую во время пожара, своими келейными книгами – девятнадцатью рукописными и двенадцатью печатными (66, 60).

После учреждения в 1682 году Архангельской и Холмогорской архиепископии преподобный Феодосий «шесть лет был правою рукою архиепископу Афанасию» (2, 124). В судьбе его сбылась евангельская заповедь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Преподобный Феодосий «создал в Сийском монастыре своеобразную школу книгописания» (66, 60). Особое значение придавал он украшению книги. При оформлении книг он «использовал двухцветные оттиски с гравированных на дереве художественных рамок». Среди собранных и переписанных им книг были жития святых, творения Максима Исповедника, Катехизис, «Просветитель» Иосифа Волоцкого. С книгами духовного содержания соседствовали и исторические – «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Римские деяния», Степенная книга, «Новый Летописец». Исходя из этого, можно сделать вывод, что преподобный Феодосий был глубоко образованным для того времени человеком.

Умер преподобный Феодосий в возрасте семидесяти девяти лет 29 октября 1687 года и был похоронен в монастырской усыпальнице рядом с преподобными Исаией и Никанором Ручьевскими, недалеко от места погребения преподобного Антония Сийского. После его кончины в Сийском Свято-Троицком монастыре хранились любимые книги преподобного Феодосия: двадцать пять рукописных и двадцать восемь печатных (66, 61).

К списку




Публикации

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать
10 Мар 2017

Аида Айрапетова: В России людей окружает благодать


«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному  человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.

«Современное» или «православное»?
9 Мар 2017

«Современное» или «православное»?


По мнению церковных архитекторов, современное храмовое строительство нельзя признать удовлетворительным, поскольку его образцы в большинстве своем являют либо перепев прошлого (часто неудачный), либо грубую компиляцию разных стилей. Складывается впечатление, что «современное» и «православное» — категории  взаимоотталкивающие.

И свет заходит в сердце
8 Мар 2017

И свет заходит в сердце


«Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия», —  читаем мы в вечерних молитвах. Но что означают эти слова? Что значит «окамененное нечувствие»? В своей рубрике владыка Даниил отвечает на этот вопрос.

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно
7 Мар 2017

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно


Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным — членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.