Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Святые и святыни

Преподобный Иов (в схиме Иисус) Соловецкий

1635 – 1720

Память – 6 марта/19 марта

в Соборе Соловецких святых – 9 августа/22 августа

Преподобный Иов, Соловецкий чудотворец, родился в 1635 году в Москве. В миру он был священником и носил имя Иоанн. О том, кто были его родители, достоверно неизвестно. Существует предположение, что он происходил из духовного звания.

«С первых же шагов своей пастырской деятельности он обнаружил невольно свои высокие свойства» (69, 204). Отец Иоанн старался сам ежедневно совершать Божественную литургию, если же не имел к тому возможности, то становился на клирос и пел (70, 52). Часто по ночам он до самого рассвета молился Богу. «Во время ночной молитвы Иоанн обыкновенно со слезами взывал: «Помилуй мя, Господи, пощади мя, Господи» (1, 110). Также он ежедневно выполнял монашеское молитвенное правило. Однако принять монашеский постриг, руководствуясь только собственным желанием стать монахом, отец Иоанн не торопился, решив сделать это лишь тогда, когда на то будет воля Божия (70, 53).

Отец Иоанн отличался щедростью и сострадательностью к нищим и бедствующим людям. Почти все свои доходы он употреблял на милостыню, нередко устраивал для нищих угощение в своем доме и сам садился среди них, как среди самых дорогих гостей.

Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью. В беседах он «старался применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого» (1, 110): с людьми пожилыми говорил о необходимости молитвы, с молодыми – об опасности страстей и пагубных юношеских увлечений. Беседуя с родителями, нередко давал им советы, как воспитывать детей в христианском духе, основываясь не на суетном мирском мудровании, а на Священном Писании и примерах из житий святых и церковной истории. Отец Иоанн охотно мирил поссорившихся людей. Если в какой-то семье возникала ссора, он спешил восстановить мир, а когда ему это удавалось, искренне радовался; если же он замечал, что сам нечаянно обидел кого-то, то не медлил попросить прощения.

Нередко отец Иоанн заступался за несправедливо обиженных, «ходатайствуя за них перед высшими лицами» (69, 204). Чаще всего его заступничество оказывалось успешным, так как за свою добродетельную жизнь он пользовался уважением среди людей. Отец Иоанн посещал тюрьмы, утешал заключенных, на праздники Пасхи и Рождества Христова привозил им гостинцы. Если же он встречал тех, кто угодил в тюрьму за долги, «нередко давал им деньги на уплату долга» (1, 112). Не было человека, которому он отказал бы в помощи.

Праведная жизнь отца Иоанна стала известна царю Петру I, который сделал его своим духовником (1, 112). Простой священник стал одним из приближенных самого государя. Однако чуждый суетной славе иерей Иоанн нисколько не возгордился своим возвышением и близостью к царю и остался таким же простым и добрым человеком, каким был прежде.

Так, «в трудах и подвигах христианских незаметно достиг отец Иоанн преклонных лет» (70, 53). Ему было уже шестьдесят лет, когда, по воле Господа, в его судьбе произошла перемена. Для неверующего человека она могла стать трагической и была бы способна сломить даже сильного духом. Для отца Иоанна она оказалась благой, ибо отрешила его от житейских забот и попечений.

«Известно, что преобразования Петра Великого среди русского общества встретили много несогласия, много глухого противодействия, а отчасти и открытой вражды» (69, 206). Недовольство переменами имело место и среди простого народа. К числу таких людей, открыто ненавидевших Петра I, принадлежал переписчик книг Григорий Талицкий, «сумасбродный агитатор», объявивший царя антихристом (71, 261). Он призывал народ отступить от царя, не слушать его и не платить податей, а «изыскать князя Михаила (Черкасского), от которого будет добро народу» (72, 311). Свои взгляды Талицкий изложил письменно в «тетрадках» и читал их тем, в ком надеялся найти единомышленников. Талицкий был арестован по доносу на него одного певчего и после жестоких пыток казнен. На допросах он дал показания против некоторых духовных лиц, которые якобы ему сочувствовали, в частности, против тамбовского епископа Игнатия. Владыка Игнатий был лишен сана и монашества и сослан в заточение в Соловецкий монастырь. Показаниями Талицкого воспользовались враги отца Иоанна. Они донесли Петру, что мятежнику сочувствует и царский духовник.

Петр поверил лживому доносу и распорядился сослать Иоанна в Соловецкий монастырь «для пострижения и неисходного пребывания» (69, 206), что и было исполнено. Отправляясь в соловецкую ссылку, отец Иоанн не печалился, но радовался тому, что последние связи с миром порваны и можно посвятить себя без остатка служению Господу. Поэтому, «приближаясь к Соловецкой обители, старец воспевал слова псаломские: «се удалихся, бегая» мира и «водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (70, 54 – 55).

В Соловецком монастыре отец Иоанн был пострижен в монахи с именем Иов. Поначалу он нес послушание в кухне, а затем при монастырской трапезе. Несмотря на свой почтенный возраст и священный сан, преподобный Иов выполнял тяжелые послушания охотно и безропотно. При этом он вел столь строгую монашескую жизнь, что удивлял иноков, не ожидавших такого от ссыльного священника. «Постом, ночным бдением, покорностью и смиренным послушанием он изумлял всю братию» (70, 55). Вскоре жизнь отца Иова стала для братии примером для подражания. «После многих испытаний в трудах жизни иноческой настоятель обители и братия, признав нового постриженника совершенным иноком, освободили его от монастырских послушаний» (1, 116).

Монаху Иову пришлось выдерживать и жестокую духовную брань. Однажды явился ему бес, принявший вид знакомого ему врача. Лукавый стал уговаривать старца поберечь себя: «Возлюбленный! Следует тебе поберечь здоровье свое, – уговаривал он подвижника. – Ведь ты уже стар, а работаешь на братию, как купленный раб. Подумай и о том, что ты священник. Довольно и того, что ты пришел в монастырь, покинув славу и честь, которыми был окружен, живя в миру. Берегись – ведь ты можешь подорвать свое здоровье и заболеть. Кто тогда поможет тебе?» Преподобный Иов ответил льстивому советчику: «Хотя бы плоть и изнемогала, но сила Божия в немощах совершается. Недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас». После этого мнимый врач исчез.

В 1702 году преподобный Иов ушел в Анзерский скит. «Считая себя среди скитской братии только лишь пришедшим послушником, он всем служил и особенно старался помогать немощным. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал» (1, 116). В скором времени умер строитель Анзерского скита. Тогда на эту должность, по ходатайству Холмогорского архиепископа Варнавы, который знал благочестивую жизнь старца Иова, был назначен преподобный. «На новом поприще служения о. Иов, воспомянув слова Господни: «Ему же дано будет много, много и взыщется от него» (Лк. 12. 48), усугубил труды и подвиги. Он непрестанно творил молитву Иисусову, а телом трудился, первым являлся к церковной службе и послушаниям и уходил последним» (1, 118).

Преподобный Иов много внимания уделял благоустроению как внешней, так и внутренней жизни насельников скита. Всех, приходивших к нему, он принимал, предупреждая о трудности монашеской жизни, а в число послушников принимал лишь спустя некоторое время, после предварительного искуса. В монахи он постригал только по прохождении длительных испытаний во всех послушаниях. «Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальству. Без чего, говорил, нет спасения, послушание – первая из всех добродетелей» (1, 119). Вести себя скитники должны были следующим образом: «Ходить, руки держа на груди, при встрече один другому должен кланяться в пояс, лицо иметь умиленное, глаза приветливые, речь ласковую, любовь по Боге нелицемерную, послушание один к другому беспрекословное. Приниматься за дело лишь с благословения старшего. При ошибке какой-либо от нерадения – просить прощения и стараться исправиться» (1, 120). По ночам преподобный Иов обходил кельи братии, и, если слышал, что тот или иной брат молится, радостно отходил от его кельи, если же замечал праздные разговоры, стучал в дверь и уходил опечаленный, а наутро призывал нерадивого инока и обличал наедине. В 1710 году преподобный принял схиму с именем Иисуса, «в память Иисуса Навина, вождя Израильского» (69, 208).

Царь Петр, узнав о подвижнической жизни своего бывшего духовника на Соловках и побывав в монастыре (72, 313), убедился, что преподобный был оклеветан. Пытаясь загладить свою вину перед отцом Иовом, царь предложил ему вернуться ко двору. Однако святой Иов был уже очень далек от всех земных попечений и потому испросил у царя позволения остаться на Соловках навсегда.

18 июня 1712 года преподобный Иов отправился посетить пустынника Паисия, жившего в шести верстах от Анзерского скита у подножия высокой горы, называвшейся Голгофой. Как повествует житие преподобного, он остался в этом месте на некоторое время. В первую же ночь ему явилась Матерь Божия и велела ему устроить скит на этой горе, пообещав «пребывать вовеки» с теми, кто поселится на ней (69, 209).

Преподобный Иов исполнил повеление Пречистой Девы. В 1713 году он получил благословение Холмогорского архиепископа Варнавы на строительство скита. Новый скит получил название Распятского. Впоследствии в нем был построен деревянный храм в честь Распятия Господня. Устав для скита был составлен самим преподобным Иовом. В молитвенное правило насельников скита входило ежедневное «чтение по пяти кафизм из Псалтири с 500 молитвами Иисусовыми и 300 поклонами» (1, 122 – 126).

Господь помогал насельникам скита на горе Голгофе. Так, однажды братия стала роптать на преподобного Иова из-за того, что им трудно носить на гору воду из озера. Всю ночь провел старец в слезной молитве ко Господу и Пресвятой Богородице, прося их о помощи. И вот в полночь он увидел в своей келье неизъяснимый свет. В сиянии небесной славы ему явилась сама Царица Небесная с преподобным Елеазаром Анзерским и двумя ангелами. Преподобный Иов пал ниц перед Владычицей. Тогда Пречистая сказала ему: «Встань! Услышана твоя молитва. Завтра возьми учеников твоих и ископай на горе кладезь. Здесь будет вода на потребу тебе и братии» (1, 126). На другой день преподобный Иов с братией стали копать землю в месте, указанном Матерью Божией, и выкопали колодец. Насельники скита поняли, что Господь и Матерь Божия и впредь не оставят их Своим попечением.

6 марта 1720 года, заранее предсказав свою кончину, преподобный Иов почил о Господе в основанном им Голгофо-Распятском скиту в возрасте восьмидесяти пяти лет. Похоронен он был в Распятском храме на вершине горы Голгофы. Там впоследствии находились под спудом его мощи (32, 34). В 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено местное празднование преподобному Иову, а спустя семь лет, в 2000 году, определением Поместного Собора Русской Православной Церкви было установлено общецерковное празднование памяти преподобного Иова Соловецкого.

К списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.