Крест-мощевик в Троицком соборе г. Онеги

Крест-мощевик в Троицком соборе г. Онеги

История Онежского Креста

После революции 1917 года атеисты прошли по Русскому Северу как бульдозером, уничтожая Церкви, святыни, глумясь над мощами, сжигая иконы, церковные документы... Ушли в прошлое времена богоборчества, возрождаются храмы, пишутся новые иконы, возвращаются святыни.… В том числе и в нашем городе.
3 января 2010 закончился сбор Онежского креста-мощевика, о чем о.Александр Коптев, настоятель Троицкого храма г.Онеги, объявил собравшимся после молебна и установки мощевиков в крест. Это большое историческое событие не только для Онеги и Архангельской области, но и для страны, поскольку таких больших и древних крестов-мощевиков в России всего четыре.
Один священник сказал о. Александру, что крест он будет собирать всю свою жизнь. Но свершилось чудо! Крест был собран всего за один год, это маленький срок для такой большой и трудоемкой работы. Мощи для креста собирались поэтапно, начиная с октября 2008 года (11 частиц). Первые частицы были вложены в крест 17 июня 2009 года, а 8 апреля 2010 года приклеены последние иконы, кроме иконы блаженной Евдокии Михайловской, которая еще не найдена.
Для прихожан крест – это символ Веры, Спасения и Святости. Мы верим, что с его появлением, приходом святых оживет город, люди, наладится жизнь, значит, будет жить не только Онега, но и Россия.

Тайна появления креста

Борисова Вера Михайловна, Черепнева Надежда Михайловна, Шихирина Мария Сидоровна поведали мне историю, которую им рассказали прихожанки, своими глазами видевшие это событие. Появился крест в Онеге много лет назад, точной даты они не помнят. Крест выловила на заводском причале или в верховьях реки (мнения прихожанок разошлись) и привезла в Свято-Лазаревскую церковь на санях женщина. Она обладала большим мужеством и силой, ведь крест был очень большим и тяжелым, а события происходили после революции 1917 года.
Крест появился, предположительно, до 1925г, когда был создан Онежский краеведческий музей, разместившийся в здании Свято-Троицкого Собора. Этим объясняется его нахождение в Свято-Лазаревской церкви. Наш крест не вошел ни в одну опись церковного имущества, не делались попытки проследить историю креста и установить его возраст и происхождение. Скорее всего, он не имел художественной и исторической ценности для новой власти. Поэтому не был отдан музею и хранился в церкви. Позднее крест два раза пытались забрать люди из Москвы, но местные прихожанки не дали этого сделать, сказав: «Только через наш труп».
Андреева Надежда Викториновна и Ушакова Светлана Александровна поведали следующую историю. Подобный нашему кресту, стоял крест в деревне Чешьюга. В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии. 1896г.» о Пияльском приходе сделана запись: «Кроме того, в д. Чешьюга, в 1883г. поставлен Св. Крест, подобный находящемуся в Крестном м-ре (о. Кий), в память пребывания в этой деревне Патриарха Никона». После революции его выбросили из храма, валялся он в болоте, на свалке. Некие благочестивые, добрые люди решили спасти крест от злых рук и бросили его в реку Онегу: «Авось, кто-нибудь выловит». Судьба этого креста неизвестна. Если соединить оба рассказа прихожанок, можно предположить, что наш крест является крестом из деревни Чешьюга, который был брошен в реку, выловлен, ниже по течению реки и привезен в Свято-Лазаревскую церковь города Онеги.
Есть еще одна версия появления креста в Онеге. В 1639 году иеромонах Никон переправлялся по Белому морю и попал в страшную бурю и чудом спасся на острове Кий. В память своего спасения он поставил поклонный крест на том месте, где вступил на берег острова. Через несколько лет, став патриархом, он вновь проплывал мимо острова и, увидев нетронутый крест, решил водрузить на острове Крестный монастырь с главной святыней – Кийским крестом–мощевиком. Крест он сделал из дерева кипариса, в высоту и ширину подобным Кресту Христову. Вложил в него около трехсот мощей и семь святых камней с мест библейских событий. Крест был очень дорогим и красивым. Обложен серебром и золотом, украшен бисером. На нем было два серебряных, золоченых, кованых ковчега, в которых были положены самые значимые святыни. Перед отправкой на Кий-остров (в 1657 г.) его установили на Красной площади для поклонения православных. из Москвы его «провожали» сам царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Пока крест везли на Кий-остров, останавливались на ночлег в деревнях, и местные мастера из подручных материалов, за ночь изготовляли деревянные копии того креста и освящали «на благословение».Возможно, наш крест является именно одним из таких крестов. В данное время Кийский крест находится в храме Сергия Радонежского в Крапивниках Москвы. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон пытался вернуть крест обратно, но в просьбе было отказано.
Документальных данных о происхождении креста найти не удалось. История его, на сегодняшний день, остается тайной. Попал он к нам чудесным образом, по Промыслу Божьему.

Реставрация креста

В 1998 году в храм приехал служить отец Александр и обнаружил крест за распятием в Свято-Лазаревской церкви. После долгих размышлений, усердной молитвы и отказа вернуть нам Кийский крест принял решение о создании креста-мощевика. Получил благословение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и начал собирать святые частицы. В этом нелегком занятии ему помогли разные люди: монахи, священнослужители и благочестивые миряне. Собирались частицы, как в России, так и за рубежом.
23 января 2009 года крест перевезли в Свято-Троицкий собор для реставрации. Его осмотрели местные реставраторы: о. Александр, Карлин Александр Николаевич, Парутины Вячеслав и Владимир. Крест сохранился в очень плохом состоянии: на передней поверхности и по бокам креста были крупные трещины, в верхней части было множество отверстий, словно по кресту стреляли, а средняя перекладина не имела фрагмента. Рисунок на кресте и форма досок немного кривоваты. Мягкая трухлявая древесина сосны говорит о его большом возрасте, предположительно около 350 лет. Буквы «Иисус Христос» были прописаны тонким слоем сусального золота, крест написан темперными красками. Предположительно, ранее реставрация (прописка, поновление) проводилась 2-3 раза, последняя около ста лет назад.
Реставраторы сделали деревянную вставку вместо отсутствовавшего кусочка на средней перекладине. На передней поверхности и по бокам креста загрунтовали крупные трещины. Крест очистили от копоти и грязи специальным составом. Положили левкас (смесь гипса, мела и клея), темперной краской проявили цвета, сделали только несколько исправлений и поправили звёзды. Сделали углубления под иконы и рядом отверстия под мощевики. Реставраторы сохранили авторскую работу под современным слоем.
Мощевики о.Александр заказывал специально для нашего креста, а иконы писала Галина Семеновна Карлина – прихожанка и иконописец. Это кропотливая работа, поскольку иконы имеют маленькие размеры 4х5 см, толщина - 2 см. Галина Семеновна вырисовывала самые мелкие детали очень аккуратно, иконы получились очень красивые. Писались они в северном стиле, по всем канонам иконописи. Северный стиль отличается от других яйцевидной формой головы и удивленным выражением лица святого, золотой фон и двойная рамка снаружи красная, а внутри зеленая.

Описание креста

После реставрации крест приобрел красивый, оживленный вид. Поверхность стала блестящей и гладкой.Очень приятно смотреть на него при солнечном свете, тогда он светится и притягивает взор.
Крест семиконечный. Состоит из двух сосновых досок, размеры креста: 310см – высота и 192 см – ширина, такие же как креста Господня. На лицевой стороне креста есть летопись – запись о том кем, когда и из чего сделан крест. Имеется 15 восьмиконечных звезд, которые располагаются следующим образом: три у подножия креста, по одной на концах косого подножия, по три на каждом конце средней перекладины, четыре на вертикальной перекладине. На пересечении центральной и средней перекладин имеется изображение Евангелия. На вертикальной перекладине - изображение Саваофа - Бога-Отца. В кресте находятся специально изготовленные мощевики двух видов: одни в форме крестов вставлены в звезды, другие находятся рядом с иконами. Располагаются мощевики, в основном, по пять,но на верхней перекладине по четыре и над средней перекладиной и Саваофом по два. Крест содержит 101 частицу мощей и 11 святых частиц. В том числе Частица Креста Господня, камни от Гроба Господня и с горы Голгофы, частицы куста Неопалимой Купины и дуба Мамрийского.

Духовная значимость Онежского креста

  • Редко встречающиеся святыни: мощи св. Прокопия Устьянского, мч. Елпидия, свт. Иоанна Златоуста.
  • Общеизвестные святые – 16. Николай Чудотворец – наиболее почитаемый святой на севере, покровитель мореплавателей; Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа. Матрона Московская; Иоанн Златоуст; Александр Невский.
  • Имеющие сан: Свт. Тихон Патриарх Московский и Всея Руси; Митрополиты: Филарет (Дроздов), Иннокентий Московский, Священномученик Владимир, Святитель Макарий. Архимандрит Арефа Верхотурский, архиепископы – 6, епископы – 5.Прославлены в ликах: преподобных – 53; святителей – 12; священномучеников – 7; великомучеников – 6; благоверных князей (княгинь) – 4; блаженных – 4;
  • Архангельские святые: частица пояса ризы Иоанна Кронштадтского; мощи Прокопия Устьянского; мощи Соловецких святых (7), в том числе – преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие Чудотворцы.
  • География святых: Киево – Печерские (32), Дивеевские (6), Московские (5).

Хочу закончить словами отца Александра: "Очень радует, что крест получился таким красивым и оживлённым. У этого креста хочется стоять и стоять. От него исходит благодать и всё о чем попросить с верой обязательно исполнится. Будем молиться, чтоб этот крест простоял века и века."

Автор - Поспелова Анастасия, ученица 9 класса
средней школы №4 г.Онеги.
Научный руководитель–учитель 1 квалификационной
категории Дурба Е. А.
По благословению настоятеля Свято-Троицкого
храма г.Онеги протоиерея Александра Коптева

К списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.