Вопрос-ответ
Вопрос:
Скажите пожалуйста, почему вечерня с коленопреклоненными молитвами относящаяся к службе понедельника Святого Духа совершалась после литургии воскресного дня Пятидесятницы-Троицы, ведь канонами запрещены коленопреклонения по воскресным дням и Господским праздникам?
Ответ:
Это единственная служба в году, когда Церковь молится за весь Горний и Дольний мир. Вечерня относится к понедельнику, праздник двунадесятый прошел. Посему не очень понятны Ваши недоумения.
Вопрос:
церковь Пресвятой Богородицы в деревне Усть-Вага Виноградовского района ,год постройки 1842-она находится в 500 метрах от автодороги м-8- частично разрушена(каменная)-необходим ремонт крыши от дальнейщего разрушения
Ответ:
Добрый день! Валерий, это каноническая территория Плесецкой епархии. Можете обратиться туда: http://plesetsk.cerkov.ru/kontakty/
Вопрос:
Добрый день! Ищу историю судьбы моего деда , нашла в Епархиальные известиях за 1909год, газета № 23-24, страница336: "...что крестьянский сын Холмогорского уезда допущен псаломщиком в Польской приход с 25 ноября 1909г".Далее в документах Польского прихода: "...псаломщик – Заозерский Яков Михайлович –1890, назначен на должность
с 28 февраля 1915г.,призван на войну" Хочу знать, откуда он родом и что с ним произошло в "грозные годы" Арестован? или умер в житии?
Ответ:
Добрый день, Галина! Вам могут помочь в Государственном архиве Архангельской области. Сделайте туда запрос.
Вопрос:
извените, вопрос о различие культур не очень корректно задан! Сейчас слова как, "культура" и "вера" имеют различное значение? а в чем их основное различие? есть такие выражения в сми как- культура запада,культура севера, кавказская культура,культура востока, русская культура,советская культура,а также православная культура,исламская культура,христианская культура и т.д.
Ответ:
Здесь нужно отталкиваться от определения слова культура. Одно из простых: культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.
В данном случае под христианской культурой мы пониманием создание и сохранение материальных и духовных ценностей, мотивированное религиозной верой человека. Вопрос слишком обширен, чтобы его разбирать в рубрике вопрос-ответ. Посмотрите, например, статью в национальной философской энциклопедии: http://terme.ru/termin/pravoslavie-i-kultura.html
Вопрос:
Здравствуйте,разясните пожалуйста - чем отличаеться православная культура от исламской культуры,от иудейской,от светской и других видов культур?
Ответ:
Здравствуйте, Алексей! Если речь идет о школьном предмете, то можете для начала ознакомиться с учебником по ОПК - http://ipk-tula.ru/upload/files/orkse/303/Kuraev.pdf
Вопрос:
Здравствуйте.Хочу узнать:как относиться наша патриархия к программе 12 шагов(созависимость).С уважение. Бронислав.
Ответ:
Мир вам, Бронислав.
Я убежден, что лучшим ответом для вас будут слова наших Святейших Предстоятелей - Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла: «Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществе Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, не должен быть проигнорирован в России – напротив, он должен стать предметом пристального изучения…. Если Церковь не будет сотрудничать с обществами Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, как, впрочем, и со многими другими подобными организациями, успешно работающими во всем мире, то этим займутся секты». "Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Не приветствуется только то, что наносит вред духовному, психическому и физическому здоровью человека, например колдовство, оккультизм, магия, а также то, что отрывает человека от веры, от благодати. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, — грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства к программе «12 шагов» зависит от степени осведомленности... Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет».
Вопрос:
Почему...?
Ответ:
Главный канонический документ, в соответствии с которым организована внутренняя жизнь Русской Православной Церкви, - это Устав.
Ознакомиться с его положениями, касающимися деятельности приходов, Вы можете по ссылке: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html
Вопрос:
Cкажите, пожалуйста, как понимать слова - "брак утратил каноническую силу"? т.е. венчанный брак. Что такое - каноническая сила венчанного брака, то есть канон. сила таинства венчания? кто определить может - утрачена она или нет?
Ответ:
В официальном документе Русской Православной Церкви "О канонических аспектах церковного брака" об этом говорится следующим образом:
"V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу
Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39).
При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов.
В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы:
а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
При наличии одного из перечисленных выше оснований одна из сторон может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о признании ее церковного брака утратившим каноническую силу. Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака не является препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения по долгу пастырского попечения, в соответствии с церковными канонами, а также нормами, содержащимися в настоящем документе.
По исследовании вопроса епархиальный архиерей5 может выдать свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии.
Фактическое рассмотрение дел и выдачу упомянутых свидетельств может, по благословению епархиального архиерея, осуществлять специальная комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Также эти функции могут быть возложены на епархиальный церковный суд. Дела рассматриваются комиссией или судом коллегиально, а при необходимости ― с выслушиванием сторон. К полномочиям комиссии (епархиального суда) относится подтверждение виновности (невиновности) каждой стороны.
Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг инициирующий развод".
Вопрос:
Здравствуйте! Примите мои поклоны! Подскажите пожалуйста как правильно поступить. Ситуация: Я крестная мама, дочери моей крестной мамы. Когда я уже была крестной мамой, то нам сказали "в народе", что так нельзя быть крестными "крест на крест", но было уже все сделано, и мы не стали, что-либо выяснять и менять. Сейчас моя крестная дочь хочет сделать моего сына крестным отцом своего ребенка. Можно ли так крестить детей? Если Да, то по каким канонам? Если Нет, то по каким канонам? Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Надежда! Каноны только запрещают браки между восприемниками и крестными. В Вашем случае нужно понимать, осознанный ли это выбор восприемника (который согласно канонам, должен обязательно быть воцерковленным христианином) или просто желание крепче дружить семьями. Если последнее, то лучше хорошенько подумать.
Напомним, что у крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом, благодарить Творца и просить Его о помощи во всех жизненных обстоятельствах.
2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать ребенку человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.
3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания, заботиться о его постоянном участии в церковных Таинствах, в первую очередь, Таинстве Причастия.
В Таинстве Крещения вы обещали Богу, что приведете к нему этого ребенка.
Кто может быть крестным:
– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.
– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.
Вопрос:
Добрый день! мы христиане любим участвовать в театральных постановках,спектаклях. даже некоторые священнослужители стали актерами, а актеры - священнослужителями! поэтому эсть вопрос: с каких времен ,веков, появились подобные традиции? как актерская деятельность влияет на духовную жизнь,на воображение, на сознание христианина?!
Ответ:
Алексей, актерская профессия с духовной точки зрения очень опасна и порочна. Наверное, именно поэтому ее сделали одной из самых престижных в мире. По-моему, до 19 века актеров хоронили за кладбищенской оградой как людей, добровольно уродующих свои души. Вдумайтесь, актер не просто произносит (декламирует) текст, нет! Он вживается в предлагаемый образ и не только внешне, но и внутренне. Без внутреннего насильственного (в соответствии с ролью) преображения души, роль будет сыграна не достоверно, и актер будет обвинен в непрофессионализме. А поскольку преображать душу приходится ежедневно, если не на сцене, то на репетиции, то медленно происходит убийство своей души! Зачастую, пожилые актеры сами признаются, что при общении с людьми, они вынимают из памяти нужный образ и его внутренний мир используют для общения с окружающими людьми. К старости они постоянно играют, не зная, а какими же их сотворил Бог! Ибо, своя личность затуманена десятками ролей. Страшная, с духовной точки зрения профессия, страшная! Правда, соблазн велик: слава у людей, известность, богатство, власть над залом, который ловит каждое их слово. Грустно, однако, глядеть на современный мир с его псевдодуховными идеалами.
Фотогалерея
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.