Приходы

Свято-Троицкий храм г. Архангельска

Настоятель: Протоиерей Алексий Денисов

163045, г. Архангельск, ул.Комсомольская, д.1

Телефон: +7 (8182) 27-64-38; 24-00-33

сайт: http://trinity29.cerkov.ru

История

История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью.

12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра-I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из г.Холмогоры на остров Бревенник. Там же, силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви - Троицкая и Богоявленская.

Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, большая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года.

Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании "полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь" и, собрав необходимые средства и материалы, 20 июня 1745 года "испросили благословенную грамоту" у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября - главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь была освящена много позже - 20 сентября 1764 года, а придел Иоанна Предтечи - неделей раньше, 13 сентября. Таким образом новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей - зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицкой Кузнечевской церковью, по месту расположения храма.

До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему оставались военные, в т.ч. до 1863 г. полубатальон военных кантонистов. На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии - четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад - два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили церемонии обрядов войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма.

В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х-ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма, которая была "устроена над входом в верхнюю церковь".

Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда именно состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г.Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие "и другие общественно-культурные нужды". Также известно, что в  1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод.
Вид Троицкой церкви с реки в начале XX в. Зимой по льду реки прокладывали трамвайные пути.
За годы советской власти храм подвергся варварскому разграблению, разделив судьбу большинства российских храмов. Были изъяты все материальные ценности храма, его утварь и убранство. В годы правления Хрущева, решением обкома партии, "как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида" здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня - верхнего яруса. В результате храм, имевший высоту до кончика креста центральной главки 38 метров, стал ниже на 20 метров.

Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович РОДИМОВ (1856-1938).

6 октября 2006 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Николай Родимов канонизирован в лике новомучеников Российских за веру пострадавших. 10 ноября 2007 года во время Божественной литургии, отслуженной епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, прошел чин прославления протоирея Николая Родимова.

Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. В октябре 1994 года настоятелем храма был назначен священник Алексей Денисов, с этого времени здесь стали проводиться регулярные молебны, с июня 1995 года воскресные всенощные бдения, а 6 августа 1995 г.состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь.

Современность

Возрождение Свято-Троицкого храма началось в 1992 году с передачи его Архангельской епархии. Окормителем вновь созданной общины был назначен клирик Свято-Ильинского кафедерального собора священник Павел Феер. В 1992 году на Троицу и День Архангела Михаила в храме состоялись первые молебны, отслуженные соборно духовенством города, а с октября 1994 г. они стали проводиться регулярно. В октябре 1994 года в храм назначен настоятель - священник (ныне протоиерей) Алексей Денисов. Первым был восстановлен придел Архангела Михаила, который, при строительстве храма, в 1747 году первым же и был освящен. В июне 1995 г. впервые совершено всенощное бдение, а 6 августа 1995 г. состоялось малое освящение и первая литургия. Силами членов общины и добровольных помощников, под руководством настоятеля, в храме возродилась богослужебная жизнь. В настоящее время службы проходят пока только в приделе Архангела Михаила. Однако милостью Божией, стараниями настоятеля и общины, жертвователей, постепенно восстанавливается и главная церковь первого этажа Богоявленская. Налаживается и приходская жизнь. При храме сформировалась община прихожан, число членов которой постоянно растет. Ее составляют люди различных профессий - студенты, рабочие, предприниматели, врачи, музыканты, государственные служащие. Возрастной состав также весьма разннобразен, но особо радует тот факт, что значительная часть прихода - дети. На воскресной Литургии их причащается несколько десятков человек. Деятельность общины Свято-Троицкого храма имеет два основных направления - просветительское и социально-благотворительное.

Расписание богослужений
Как добраться


На карте:

Фотографии:




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.