Монастыри

Свято-Артемиево-Веркольский Мужской монастырь

Настоятель: Митрополит Даниил

164606, Архангельская обл. Пинежский р-н, д. Веркола, монастырь

Телефон: +7 (81856) 7-41-30

Сайт: www.verkola.ru

История

Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь название свое получил от лежащей в двух верстах от обители деревни Веркола (Пинежский район Архангельской области в современном административном делении), где в 1532 году родился святой праведный отрок Артемий (+1545) и где в приходском Никольском храме первоначально, с 1577 года, почивали его обретенные нетленными мощи. По молитвенному предстательству святого отрока пред Богом многие больные получали исцеление, в том числе и двенадцатилетний сын мезенского воеводы. В благодарность за чудесное избавление сына от смертельного недуга воевода Афанасий Пашков построил в 1635 году келии и ограду со Святыми Вратами, а также храм во имя святого великомученика Артемия – тезоименитого небесного покровителя праведного отрока.

В 1610 году мощи святого Артемия по указу Новгородского митрополита Макария были освидетельствованы, а 17 ноября 1649 года торжественно перенесены из приходской Никольской церкви селения Веркола в монашескую обитель, основать которую дозволил царь Алексей Михайлович (Романов). Он же прислал в новый монастырь Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священнические и алтарные облачения и четыре колокола. Эти события стали радостными не только для настоятеля иеромонаха Рафаила и его сподвижника иеромонаха Ионы, но и для православных мирян всего северного поморья.

В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния) принимает подстриг и выделяет значительную сумму вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказывается и наш монастырь. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжает свое существование.

Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859-1861гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861-1885гг.) и Виталии (1888-1900гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.

Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ - начале ХХ вв. был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно, во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от с. Веркола на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Северного края.

Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Св. Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с

архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Св. Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.

Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.

После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла , унеся с собой святыни обители. Мощи прав. отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь, по милости Божией, спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.

В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 г.).

В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ, и 5-го августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления св. прав. отрока Артемия. А 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.

25 декабря 1991 года Св. Синодом принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря.

С 25 декабря 1991 г. по 6 июля 1995 г. и с июля месяца 1996 г. по 24 февраля 1997 г. наместником монастыря был игумен Иоасаф (Василикив), с 6 июля 1995 г. по 1 апреля 1996 г. – иеромонах Алексей (Тетерин), с 1998 по 1999 гг. – игумен Варнава (Пермяков), а с 1 августа 2000 года н/ст. и по настоящее время – игумен Иосиф (Волков).

Современная жизнь

Добраться до Артемиево-Веркольского Монастыря можно следующим образом: 1) Поезд/самолет до Архангельска. 2) Поезд Архангельск - Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). 3) Такси/маршрутка Карпогоры - Веркола. 4) Через Пинегу на лодке и вы в обители. Если решите посетить монастырь - обязательно свяжитесь с нами, чтобы за вами прислали лодку.

Распорядок дня

Распорядок буднего дня:

5.00 – общий подъем (совершает будильщик, который с

колокольчиком обходит все келии).

5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.

6.00 – утренние молитвы, полуношница.

6.30 – утреня, 1-й час.

7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и

трудников).

8.00 – послушания.

8.30 – 3-й, 6-й часы.

9.00– Божественная Литургия.

13.00– обеденная трапеза.

14.00 – послушания

17.00 – 9-й час, вечерня.

18.00 – вечерняя трапеза (проходит, как и другие общие

трапезы, при чтении «Жития святых» или других

книг святых отцов).

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные

дни – без канонов), вечерние молитвы, чин прощения.

После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав.

отр. Артемию (в воскресные дни ему служится молебен

с акафистом).

23.00 – общий отход ко сну.

Богослужение в дни великих праздников и в воскресение (бдения):

накануне вечером служится в 16.45 – 9-й час.

17.00 – всенощное бдение.

20.45 – вечерняя трапеза.

7.30 – общий подъем.

8.00 – утренние молитвы, воскресная полуношница

(по праздникам – молебен празднику).

9.00 – 3-й, 6-й часы.

9.30 – Божественная Литургия.

12.00 – праздничная трапеза.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
13 Окт 2017

Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков


Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"
9 Окт 2017

Судьба "Матильды" - уже отработанный медийный шлак, теперь нам будут навязывать тему "православного экстремизма"


В преддверии премьеры фильма Алексея Учителя "Матильда" не утихают споры об исторической достоверности сюжета картины, о границах допустимого в искусстве, о праве государства контролировать отечественный кинорынок.

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.