Приходы

Храм в честь Успения Божией Матери г. Архангельска

Настоятель: Митрополит Даниил

163000, г. Архангельск, ул.Логинова, д.1

Телефон: +7-911-056-2721

сайт: http://www.uspensky29.ru

История

История храма

Первый деревянный храм во имя Успения Божией Матери был воздвигнут на месте нынешнего храма еще в XVII веке. У нас есть возможность процитировать грамоту на основание храма: «...Аз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте... — писано на Москве лета 7134 (1626 г. от РХ) марта в 17 день».

Строителем церкви был священник Ксенофонт Козмин. Находившийся к северу от церкви густой сосновый бор дал ей еще одно имя — Боровская. Возвышенная местность, на которой была построена Успенская церковь, называлась Жабинским наволоком и, кроме того, Сальным берегом – здесь архангельские купцы торговали салом морских зверей.

По преданию, в 1631 году в церкви случилось чудесное происшествие. Замыслив грабеж, ночью в церковь попытался проникнуть вор. Когда он залезал в окно, рама вдруг сжалась и сдавила его. Наутро оцепеневшего от ужаса взломщика не смогли вытащить, и лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу.

Деревянная церковь часто горела и восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы.

В 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал Петр I.

К XVIII веку деревянные церкви сильно обветшали, и 13 октября 1742 года прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. 18 октября того же года была произведена закладка храма, и на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне и Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с приделами был освящен в 1744 году, а главный, холодный, — в 1753 (или 1755) году. Позже приделы переименовали: Крестовоздвиженский — в Вознесения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 году над входом в церковь выстроили колокольню.

Успенская приходская церковь была одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой, составил единый объем с приделами и обширной трапезной. В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени.

В 1764 году с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым был заключен контракт на роспись главного храма и приделов. Они же писали иконостас. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.

В июле 1820 года архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса. Разрешение было получено. В 1822 году в храме установили выполненный в формах ампира 4-ярусный иконостас резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом.

В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Немецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, а в 1864 году с западной стороны колокольни пристроили деревянный тамбур.

В 1898 году Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теплый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах появились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштукатурили как внутри, так и снаружи. 200 рублей на устройство храма выделил Иоанн Кронштадтский.

В начале XX века колокольня церкви стала оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (180 см), был поставлен вопрос о сносе. В ноябре 1910 года архангельский инженер П.Г. Минейко составил проект укрепления фундамента колокольни: подготовил смету, планы, техническую записку. Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 года колокольню исследовал и выполнил обмерные чертежи петербургский художник-архитектор В.Милеев. Причину крена местной «пизанской башни» выяснил академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии П.П. Покрышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или «стульев», колокольни задерживается более прочным, основанным на крепких сваях, фундаментом трапезной. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамента на каменный. Работы по выправлению колокольни проводились под непосредственным наблюдением П.П. Покрышкина, который затем описал их в «Известиях императорской археологической комиссии» (СПб., 1913, вып. 48).

После окончания работ был проведен ремонт всей церкви. Стены и своды побелили известью, а затем украсили живописью на средства директора архангельского отделения Санкт-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 году он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка — 100 рублей и от других служащих — 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил стены от «позднейшей неискусной малярной записи», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 году по случаю окончания всех внутренних работ храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Никодим Троицкий).

Храм славился своим благолепно украшенным внутренним убранством и был очень любим архангелогородцами. Но пришло время испытаний и гонений за веру Христову. В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др.

Последний настоятель Успенского храма — протоиерей Александр Яковлевич Иванов. Он родился в семье священника. Вместе с матушкой воспитал десять детей. Был полковым священником на Первой Мировой. Неоднократно за свои пастырские труды отмечался церковными и светскими наградами. После революции дважды был арестован за свои убеждения, но остался тверд в вере, за что в 1930 году был вновь арестован и сослан в лагерь в Ненецкий округ, где трагически и оборвалась его жизнь полная любви к Богу и людям.

В 1995-1996 годах родился замысел воссоздания разрушенного храма Успения Божией Матери на своем историческом месте. По благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона был объявлен открытый конкурс на создание проекта нового храма. Под руководством Иванова А.П. был организован общественный фонд «Благовест», который и занялся предварительной работой по строительству новой церкви. Авторами проекта нового белокаменного храма, высота колокольни которого вместе с шатром составляет 42 метра, стали архитекторы Ляшенко Г.А. и Никитин В.Л.

До начала строительства храма на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония Сийского, а на месте будущего храма установили крест. В 2001 году к возведению храма приступила строительная компания ОАО «Архгражданреконструкция» под руководством Киткина С.В. В этом же году возвели стены и первый ярус колокольни. В 2004 году установили купола.

Успенская церковь, сохраняя свой исторический облик, прекрасно вписалась в современную застройку города.

Главная святыня храма — чудотворная икона Успения Божией Матери. В течение нескольких веков она находилась еще в прежнем, разрушенном, храме и очень почиталась архангелогородцами. После разрушения Успенской церкви она чудом была спасена и сохранялась в храме святого Мартина Исповедника в Соломбале. 27 августа 2008 года, накануне освящения храма, торжественным Крестным ходом с собором духовенства и мирян икона возвратилась на свое законное место в воссозданный Успенский храм.

28 августа 2008 года в праздник Успения Божией Матери епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил Великое освящение храма.

Успенский храм уникален своим внутренним убранством. В головах людей, с любовью строящих новый храм, родилась светлая идея расписать стены фресками. Важно отметить, что для этого не стали приглашать столичных мастеров. Росписью занялись архангельские иконописцы Сергей Егоров и Игорь Лапин. В основу своих росписей они взяли византийские традиции Греции и Сербии XIV-XV вв. Из центрального купола храма на молящихся взирает Образ Господа Вседержителя в окружении Небесных Сил. На стенах храма изображены основные Евангельские события, посвященные Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. На колоннах расположились изображения святых пророков и апостолов. Третий ярус росписи посвящен святым подвижникам Архангельской земли. Проект мраморного иконостаса и мозаичного пола подготовили мастера архангельской фирмы ООО «БизнесПроект» под руководством А.Г. Ляшенко. Воплотили эту красоту в камень мастера другой архангельской компании «Роскамсервис» во главе с Сорокой Д.А. Резьба по камню и мозаичный орнамент также выполнены в древней византийской традиции.

Сегодня Успенский храм живет полноценной церковной жизнью. Он благоукрашен убранством и, самое главное, наполнен молитвами любящих его прихожан. В храме проходят регулярные богослужения, совершаются церковные Таинства, действует воскресная школа, проводятся разнообразные встречи и беседы, устраиваются детские праздничные концерты, работает православная библиотека.

Информация с сайта Успенского храма

Современность

Рассказывает настоятель храма иерей Даниил Горячев:

Протодиакону Андрею Кураеву принадлежит афоризм: «Народ, который служит вечерню утром, а утреню вечером – непобедим!» Да, нам привычны парадоксы христианской жизни: мы вот празднуем Успение Пречистой Божией Матери. Празднуем смерть человека! В честь этой смерти воздвигались первые и главные храмы на Руси – Успенские соборы.

И храм наш – светлый, легкий, небесный. Храм, как мы верим и надеемся, находящийся под материнским покровом Царицы Небесной.

Казалось бы, и возводиться он должен был легко и благодатно. Это отчасти так.

Сергей Васильевич Киткин рассказывал нам: «На месте разрушенной Успенской церкви был построен трехэтажный жилой дом. И вот, ни с того ни с сего, дом этот, вовсе не ветхий, сносится. Для какой-то другой постройки? Нет. Довольно продолжительное время здесь, на Набережной, в центре города, был пустырь. И это в такие годы, когда все расхватывалось и делилось. Господь хранил это место для храма».

Чувствуется здесь легкость, но были и трудности.

Первые из них понес на себе строитель духовный. Архимандрит Трифон (Плотников) – тогда настоятель Антониево-Сийского монастыря. Много сил и здоровья оставил здесь батюшка. Низкий поклон ему, ныне трудящемуся в Краснодарской епархии, что довел это строительство до конца. Самому послужить в Храме ему не довелось.

Первым настоятелем был у нас отец Константин Стрекачев. Он и служил, и жил в храме. Точнее, жил в помещении колокольни. С матушкой и двумя детьми. Были и съемные квартиры, но жил он точно храмом. После его отъезда не помню воскресного дня, в который бы мы не прочитали десяток записок о здравии протоиерея Константина со сродники. Он собрал общину. Он создал эту дружелюбную, открытую, приветливую атмосферу в храме, если хотите, задал вектор развития нашей приходской культуры.

Доброе и сердечное отношение к себе ощутили прихожане и от нового настоятеля – иерея Николая Нецветаева, которого назначил владыка Мануил, временно возглавлявший нашу епархию в ноябре-декабре 2010 года. Священников стало больше, молитва в храме звучать стала чаще.

Несколько месяцев с нами служил иерей Димитрий Фесечко. Отец его – настоятель Успенского Собора во Владимире, а сам батюшка ныне служит в Вельске, опять же – в Успенском храме.

И еще о служителях алтаря. Должна была состояться моя хиротония, вслед за ней – практика в Соборе; кто останется помогать в алтаре? И вот за день до моего рукоположения в алтаре появляется пономарь с 15-летним стажем – Тихон Иванович. Теперь уже отец диакон. Среди нас он самый старший по возрасту.

А по хиротонии самый старший – отец Андрей Меньшин. Священником он служит с 2003 года, а у нас – с сентября 2011.

Когда меня спрашивают, кто у вас старший, приходится раскладывать эту схему: по возрасту – отец Тихон, по хиротонии – отец Андрей, почетный настоятель – отец Николай, а службу я возглавляю. – Так что, все главные? – Выходит, что все. Ну, вообще-то … у нас хор главный. Такие вот ортодоксы-парадоксы... Наших певчих можно послушать теперь и на сайте. А лучше приходите в храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, Ея же молитвами помилуй нас, Господи!

Расписание богослужений

Расписание с сайта храма

Будни (понедельник – пятница):

7.30. Исповедь. Часы

8.00. Литургия

18.00. Вечерняя служба, после нее – исповедь

Суббота, воскресенье:

8.30. Исповедь. Часы

9.00. Литургия

17.00. Вечерняя служба, после нее – исповедь

Всегда:

В пятницу после литургии – молебен, вечером читается акафист Божией Матери

В субботу после литургии – панихида, крещение

В воскресенье вечером служится молебен с акафистом Успению Божией Матери

Внебогослужебное:

В четверг в 18.30 дискуссионный клуб (молодежный отдел)

В пятницу в 18.30 огласительная беседа

В субботу в 16.00 воскресная школа (младшая группа)

В воскресенье в 11.00 воскресная школа (старшие дети)

В воскресенье в 18.00 воскресная беседа (воскресная школа для взрослых)

Как добраться


На карте:

Фотографии:




Публикации

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста
26 Май 2017

Владимир Онуфриев: Серьезная музыка — потрясающий инструмент личностного роста


Метафизика города, его атмосфера, образ мыслей людей — тема, затронутая в прошлом выпуске «Вестника». В продолжение мы пытались узнать, как в Архангельске ощущает себя человек одаренный, живущий музыкой, снискавший известность и славу в этом сегменте культуры?

Блажени людие, ведущие воскликновение
26 Май 2017

Блажени людие, ведущие воскликновение


Музыка отражает настроение души: люди поют, когда счастливы или, наоборот, когда в их сердцах поселяется печаль. В древней Псалтыри — царь Давид изрек точные слова: «Блажени людие, ведущие воскликновение». Он называет здесь счастливыми тех, кто умеют стройно петь Господу  победную песнь.

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.