Приходы

Храм в честь Успения Божией Матери г. Архангельска

Настоятель: Митрополит Даниил

163000, г. Архангельск, ул.Логинова, д.1

Телефон: +7-911-056-2721

сайт: http://www.uspensky29.ru

История

История храма

Первый деревянный храм во имя Успения Божией Матери был воздвигнут на месте нынешнего храма еще в XVII веке. У нас есть возможность процитировать грамоту на основание храма: «...Аз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте... — писано на Москве лета 7134 (1626 г. от РХ) марта в 17 день».

Строителем церкви был священник Ксенофонт Козмин. Находившийся к северу от церкви густой сосновый бор дал ей еще одно имя — Боровская. Возвышенная местность, на которой была построена Успенская церковь, называлась Жабинским наволоком и, кроме того, Сальным берегом – здесь архангельские купцы торговали салом морских зверей.

По преданию, в 1631 году в церкви случилось чудесное происшествие. Замыслив грабеж, ночью в церковь попытался проникнуть вор. Когда он залезал в окно, рама вдруг сжалась и сдавила его. Наутро оцепеневшего от ужаса взломщика не смогли вытащить, и лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу.

Деревянная церковь часто горела и восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы.

В 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал Петр I.

К XVIII веку деревянные церкви сильно обветшали, и 13 октября 1742 года прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. 18 октября того же года была произведена закладка храма, и на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне и Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с приделами был освящен в 1744 году, а главный, холодный, — в 1753 (или 1755) году. Позже приделы переименовали: Крестовоздвиженский — в Вознесения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 году над входом в церковь выстроили колокольню.

Успенская приходская церковь была одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой, составил единый объем с приделами и обширной трапезной. В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени.

В 1764 году с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым был заключен контракт на роспись главного храма и приделов. Они же писали иконостас. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.

В июле 1820 года архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса. Разрешение было получено. В 1822 году в храме установили выполненный в формах ампира 4-ярусный иконостас резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом.

В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Немецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, а в 1864 году с западной стороны колокольни пристроили деревянный тамбур.

В 1898 году Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теплый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах появились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштукатурили как внутри, так и снаружи. 200 рублей на устройство храма выделил Иоанн Кронштадтский.

В начале XX века колокольня церкви стала оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (180 см), был поставлен вопрос о сносе. В ноябре 1910 года архангельский инженер П.Г. Минейко составил проект укрепления фундамента колокольни: подготовил смету, планы, техническую записку. Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 года колокольню исследовал и выполнил обмерные чертежи петербургский художник-архитектор В.Милеев. Причину крена местной «пизанской башни» выяснил академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии П.П. Покрышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или «стульев», колокольни задерживается более прочным, основанным на крепких сваях, фундаментом трапезной. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамента на каменный. Работы по выправлению колокольни проводились под непосредственным наблюдением П.П. Покрышкина, который затем описал их в «Известиях императорской археологической комиссии» (СПб., 1913, вып. 48).

После окончания работ был проведен ремонт всей церкви. Стены и своды побелили известью, а затем украсили живописью на средства директора архангельского отделения Санкт-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 году он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка — 100 рублей и от других служащих — 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил стены от «позднейшей неискусной малярной записи», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 году по случаю окончания всех внутренних работ храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Никодим Троицкий).

Храм славился своим благолепно украшенным внутренним убранством и был очень любим архангелогородцами. Но пришло время испытаний и гонений за веру Христову. В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др.

Последний настоятель Успенского храма — протоиерей Александр Яковлевич Иванов. Он родился в семье священника. Вместе с матушкой воспитал десять детей. Был полковым священником на Первой Мировой. Неоднократно за свои пастырские труды отмечался церковными и светскими наградами. После революции дважды был арестован за свои убеждения, но остался тверд в вере, за что в 1930 году был вновь арестован и сослан в лагерь в Ненецкий округ, где трагически и оборвалась его жизнь полная любви к Богу и людям.

В 1995-1996 годах родился замысел воссоздания разрушенного храма Успения Божией Матери на своем историческом месте. По благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона был объявлен открытый конкурс на создание проекта нового храма. Под руководством Иванова А.П. был организован общественный фонд «Благовест», который и занялся предварительной работой по строительству новой церкви. Авторами проекта нового белокаменного храма, высота колокольни которого вместе с шатром составляет 42 метра, стали архитекторы Ляшенко Г.А. и Никитин В.Л.

До начала строительства храма на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония Сийского, а на месте будущего храма установили крест. В 2001 году к возведению храма приступила строительная компания ОАО «Архгражданреконструкция» под руководством Киткина С.В. В этом же году возвели стены и первый ярус колокольни. В 2004 году установили купола.

Успенская церковь, сохраняя свой исторический облик, прекрасно вписалась в современную застройку города.

Главная святыня храма — чудотворная икона Успения Божией Матери. В течение нескольких веков она находилась еще в прежнем, разрушенном, храме и очень почиталась архангелогородцами. После разрушения Успенской церкви она чудом была спасена и сохранялась в храме святого Мартина Исповедника в Соломбале. 27 августа 2008 года, накануне освящения храма, торжественным Крестным ходом с собором духовенства и мирян икона возвратилась на свое законное место в воссозданный Успенский храм.

28 августа 2008 года в праздник Успения Божией Матери епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил Великое освящение храма.

Успенский храм уникален своим внутренним убранством. В головах людей, с любовью строящих новый храм, родилась светлая идея расписать стены фресками. Важно отметить, что для этого не стали приглашать столичных мастеров. Росписью занялись архангельские иконописцы Сергей Егоров и Игорь Лапин. В основу своих росписей они взяли византийские традиции Греции и Сербии XIV-XV вв. Из центрального купола храма на молящихся взирает Образ Господа Вседержителя в окружении Небесных Сил. На стенах храма изображены основные Евангельские события, посвященные Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. На колоннах расположились изображения святых пророков и апостолов. Третий ярус росписи посвящен святым подвижникам Архангельской земли. Проект мраморного иконостаса и мозаичного пола подготовили мастера архангельской фирмы ООО «БизнесПроект» под руководством А.Г. Ляшенко. Воплотили эту красоту в камень мастера другой архангельской компании «Роскамсервис» во главе с Сорокой Д.А. Резьба по камню и мозаичный орнамент также выполнены в древней византийской традиции.

Сегодня Успенский храм живет полноценной церковной жизнью. Он благоукрашен убранством и, самое главное, наполнен молитвами любящих его прихожан. В храме проходят регулярные богослужения, совершаются церковные Таинства, действует воскресная школа, проводятся разнообразные встречи и беседы, устраиваются детские праздничные концерты, работает православная библиотека.

Информация с сайта Успенского храма

Современность

Рассказывает настоятель храма иерей Даниил Горячев:

Протодиакону Андрею Кураеву принадлежит афоризм: «Народ, который служит вечерню утром, а утреню вечером – непобедим!» Да, нам привычны парадоксы христианской жизни: мы вот празднуем Успение Пречистой Божией Матери. Празднуем смерть человека! В честь этой смерти воздвигались первые и главные храмы на Руси – Успенские соборы.

И храм наш – светлый, легкий, небесный. Храм, как мы верим и надеемся, находящийся под материнским покровом Царицы Небесной.

Казалось бы, и возводиться он должен был легко и благодатно. Это отчасти так.

Сергей Васильевич Киткин рассказывал нам: «На месте разрушенной Успенской церкви был построен трехэтажный жилой дом. И вот, ни с того ни с сего, дом этот, вовсе не ветхий, сносится. Для какой-то другой постройки? Нет. Довольно продолжительное время здесь, на Набережной, в центре города, был пустырь. И это в такие годы, когда все расхватывалось и делилось. Господь хранил это место для храма».

Чувствуется здесь легкость, но были и трудности.

Первые из них понес на себе строитель духовный. Архимандрит Трифон (Плотников) – тогда настоятель Антониево-Сийского монастыря. Много сил и здоровья оставил здесь батюшка. Низкий поклон ему, ныне трудящемуся в Краснодарской епархии, что довел это строительство до конца. Самому послужить в Храме ему не довелось.

Первым настоятелем был у нас отец Константин Стрекачев. Он и служил, и жил в храме. Точнее, жил в помещении колокольни. С матушкой и двумя детьми. Были и съемные квартиры, но жил он точно храмом. После его отъезда не помню воскресного дня, в который бы мы не прочитали десяток записок о здравии протоиерея Константина со сродники. Он собрал общину. Он создал эту дружелюбную, открытую, приветливую атмосферу в храме, если хотите, задал вектор развития нашей приходской культуры.

Доброе и сердечное отношение к себе ощутили прихожане и от нового настоятеля – иерея Николая Нецветаева, которого назначил владыка Мануил, временно возглавлявший нашу епархию в ноябре-декабре 2010 года. Священников стало больше, молитва в храме звучать стала чаще.

Несколько месяцев с нами служил иерей Димитрий Фесечко. Отец его – настоятель Успенского Собора во Владимире, а сам батюшка ныне служит в Вельске, опять же – в Успенском храме.

И еще о служителях алтаря. Должна была состояться моя хиротония, вслед за ней – практика в Соборе; кто останется помогать в алтаре? И вот за день до моего рукоположения в алтаре появляется пономарь с 15-летним стажем – Тихон Иванович. Теперь уже отец диакон. Среди нас он самый старший по возрасту.

А по хиротонии самый старший – отец Андрей Меньшин. Священником он служит с 2003 года, а у нас – с сентября 2011.

Когда меня спрашивают, кто у вас старший, приходится раскладывать эту схему: по возрасту – отец Тихон, по хиротонии – отец Андрей, почетный настоятель – отец Николай, а службу я возглавляю. – Так что, все главные? – Выходит, что все. Ну, вообще-то … у нас хор главный. Такие вот ортодоксы-парадоксы... Наших певчих можно послушать теперь и на сайте. А лучше приходите в храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, Ея же молитвами помилуй нас, Господи!

Расписание богослужений

Расписание с сайта храма

Будни (понедельник – пятница):

7.30. Исповедь. Часы

8.00. Литургия

18.00. Вечерняя служба, после нее – исповедь

Суббота, воскресенье:

8.30. Исповедь. Часы

9.00. Литургия

17.00. Вечерняя служба, после нее – исповедь

Всегда:

В пятницу после литургии – молебен, вечером читается акафист Божией Матери

В субботу после литургии – панихида, крещение

В воскресенье вечером служится молебен с акафистом Успению Божией Матери

Внебогослужебное:

В четверг в 18.30 дискуссионный клуб (молодежный отдел)

В пятницу в 18.30 огласительная беседа

В субботу в 16.00 воскресная школа (младшая группа)

В воскресенье в 11.00 воскресная школа (старшие дети)

В воскресенье в 18.00 воскресная беседа (воскресная школа для взрослых)

Как добраться


На карте:

Фотографии:




Публикации

Поговори со мной на моем языке
18 Сен 2017

Поговори со мной на моем языке


Ощущение внутренней беспомощности как условие успешной проповеди, песочные слова-образы как импульс для размышлений о любви, дружелюбный тон по отношению к миру как избавление от маргинального сознания. Протоиерей Павел Великанов — доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.Ru» — раскрыл свое видение жизни Церкви.

Архангельск для меня родное слово
14 Сен 2017

Архангельск для меня родное слово


Необъяснимым образом бывают связаны с Архангельском люди, чьей жизни мимолетно коснулся крылом Архангел: может, фамилией в родословной, а может, романтическим увлечением беломорскими далями. А искания, открытие себя — это как предчувствие встречи.

Икона не дерево и краски, но живое
13 Сен 2017

Икона не дерево и краски, но живое


Святыня и в то же время произведение искусства — икона, вышедшая из-под кисти древнего мастера. Она сохраняет свое высшее предназначение, откликается на молитву, даже если пребывает в пространствах музея.  

Главное наше восхождение – от земли на Небо
12 Сен 2017

Главное наше восхождение – от земли на Небо


Наш современник, владыка Даниил возглавил вначале одну дальнюю кафедру Русской Православной Церкви – Южно-Сахалинскую, затем стал главой тоже дальней, окраинной митрополии – Архангельской. Но, по сердечному убеждению архипастыря, с окраины начинается Россия. И митрополит Даниил старается, чтобы под его духовным руководством развивалась и крепла приходская и монашеская жизнь на Русском Севере...