Монастыри

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь

Настоятель: Игумен Варлаам (Дульский)

164531, Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Монастырь

Телефон: (81830) 2-01-40, телефон подворья в Архангельске: (8182) 26-91-29

E-mail: siya@atnet.ru

Сайт: http://www.siyamon.ru/

История

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь.
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке).
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окресности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников.

Современная жизнь

В 2005 году Сийской обители исполняется 485 лет. На протяжении веков это был крупный духовный центр Севера, несущий людям веру, культуру, дающий пример рачительного хозяйствования. Но в 20-х годах минувшего столетия все здесь было разорено и разрушено. В 1992 году на территорию обители впервые вступил иеромонах Трифон (Плотников), назначенный сюда игуменом. Ему предстояло восстанавливать монастырь. Вскоре появились у него добрые помощники: послушники, трудники, благотворители. Оглядываясь на тринадцатилетний путь возрождения обители, можно сказать, что сформировано, выпестовано ядро братии, в значительной степени выстроена укладность монашеской жизни. Идет возврат к древним традициям. Братия, молодая по возрасту, духовно возрастает, обретая крепость веры, опыт молитвенного предстояния Богу, борьбы со страстями, приуготовляя души к вечной жизни. Территория монастыря напоминает строительную площадку: в лесах Благовещенская церковь, заново построен разрушенный храм-колокольня Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, завершаются восстановительные работы и в надвратной церкви преп. Сергия Радонежского, еще много работы предстоит выполнить в главном храме обители — Троицком соборе, где почивают святые мощи преподобного Антония. Теперь уже над всеми храмами обители сияют православные кресты, и округу оглашает многоголосый звон колоколов. Огромную помощь в возрождении монастыря оказывают различные организации и частные лица Каждое утро в 5.30 служится братский молебен Преподобному. Если в первые годы Божественная литургия совершалась в отдельные дни, то ныне — ежедневно. Недавно появилась новая традиция: по окончании вечернего богослужения братия и богомольцы, 150 раз читая мысленно "Богородице Дево, радуйся", обходят крестным ходом монастырские храмы с преднесением фонаря и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Вторая Литургия раз в неделю служится братией на Емецком подворье обители. Совершаеться Боженственная литургия и на подворьях в пос. Брин-Наволок, д. Ваймуга-Осередок, селе Сельцо. Регулярны молебствия в монастырской часовне прп. Антония рядом с воссоздаваемым в Архангельске Успенским храмом. Развивает свою деятельность подворье в Санкт-Петербурге — сооружается деревянный храм в честь преп. Антония Сийского. Духовное, молитвенное делание срастворяется с деланием трудовым, хозяйственным. Монастырь имеет молочную ферму, конюшню, гараж, столярные мастерские, пекарню, тепличное и огородное хозяйство, пашни и луга. За эти годы в обители собрана немалая библиотека. В ее основу легли современные издания богослужебных книг, житийная литература, историческая и богословская. Поступают и дореволюционные печатные издания, среди них несколько книг, ранее принадлежавших монахам Антониево-Сийского монастыря. Ныне библиотека насчитывает около 10 тысяч книг и журналов. В сентябре 2004 г. монастырю передан драгоценный дар — «Учительное Евангелие». Это рукописная книга XVI века. На последнем листе — пространная писцовая запись инока Даниила из нашего монастыря. Имя его было зашифровано тайнописью. Расшифровали специалисты из Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, куда дарители — москвичи Сергей и Наталья Бурдины — сдавали книгу на экспертизу. Рукопись насчитывает около 600 листов. На одном из них — заставка растительного орнамента с серебряным фоном, здесь же монохромный инициал и украшение на боковом поле. Переплет современен самой рукописи: доски в коже с тиснением. Утраты небольшие: отсутствуют несколько первых листов и застежки. Далеко за пределами обители известна наша иконописная мастерская. Иконы пишутся для восстанавливающихся храмов монастыря и епархии. С марта 2000 года братия издает ежемесячную газету «Духовный Сеятель». Два года назад появилось приложение к газете — «Педагогический семинар». С ноября 2001 г. с некоторыми перерывами выходит церковно-исторический альманах "Сийский хронограф". Когда-то на преподобного Феодосия, впервые подъезжавшего к Антониево-Сийскому монастырю, необыкновенно сильное духовное впечатление произвел вид Троицкого собора, белеющего летом в лесу каменными стенами, словно снег. "Бе бо тогда месяц август, и помышляше, откуда на храмех снеговидное подобие, никогда же видех, кроме поимянованныя обители каменнаго здания. Егда же врат монастырских достиже и обители благолепие узре, о, коль возрадовася духом…" И сегодня духовно радуешься при виде снеговидно сияющих храмов. Тихими сийскими вечерами над монастырской землей, над Большим Михайловым озером разносится колокольный звон, льется плавное пение монахов. Понимаешь, какое это древнее и намоленное многими поколениями иноков святое место. Теплеет душа…

Распорядок дня

Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 — 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой — в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) — братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 — с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 — часы 1-й, 3-й, 6-й и далее — Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне — Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Ищите интонацию
24 Май 2017

Ищите интонацию


Звуки, наполняющие мир, способны либо даровать человеку утешение, поселить в его сердце гармонию, либо разрушить тонкий баланс души. Классическая музыка одно из средств, которые и услаждают, и врачуют, и дают работу уму. Но всегда ли? Как музыка влияет на человека и в чем заключается цель ее воздействия – об этом размышляет священник и профессиональный скрипач Александр Григорьев.

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?
24 Май 2017

Василий Яцкин: Какое Православие выгодно антихристу?


Любовь и ненависть, война и мир, свобода и рабство — ожесточенные споры современников во многом сводятся к этим широким и общеизвестным понятиям, которые сами по себе выше злобы дня. В прокрустово ложе этих смыслов укладываются и разговоры об Отечестве и патриотизме.

Открытое письмо Александра Дворкина корреспонденту Нью-Йорк Таймс
5 Май 2017

Открытое письмо Александра Дворкина корреспонденту Нью-Йорк Таймс


Чуть больше месяца назад Вы позвонили мне по мобильному телефону и попросили прокомментировать действия Министерства юстиции, потребовавшего ликвидации организации «Свидетелей Иеговы» в России.

Слово Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла епископу Плесецкому Александру
1 Май 2017

Слово Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла епископу Плесецкому Александру


Тебе вверяется попечение о клире и пастве новоучрежденной Плесецкой епархии, входящей в состав Архангельской митрополии, а также миссионерская забота о тех наших современниках, которые пока не просвещены светом Евангелия и все еще пребывают вне спасительной ограды Церкви.