Монастыри

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь

Настоятель: Митрополит Даниил

164531, Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Монастырь

Телефон: (81830) 2-01-40, телефон подворья в Архангельске: (8182) 26-91-29

E-mail: siya@atnet.ru

Сайт: http://www.siyamon.ru/

История

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь.
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке).
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окресности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников.

Современная жизнь

В 2005 году Сийской обители исполняется 485 лет. На протяжении веков это был крупный духовный центр Севера, несущий людям веру, культуру, дающий пример рачительного хозяйствования. Но в 20-х годах минувшего столетия все здесь было разорено и разрушено. В 1992 году на территорию обители впервые вступил иеромонах Трифон (Плотников), назначенный сюда игуменом. Ему предстояло восстанавливать монастырь. Вскоре появились у него добрые помощники: послушники, трудники, благотворители. Оглядываясь на тринадцатилетний путь возрождения обители, можно сказать, что сформировано, выпестовано ядро братии, в значительной степени выстроена укладность монашеской жизни. Идет возврат к древним традициям. Братия, молодая по возрасту, духовно возрастает, обретая крепость веры, опыт молитвенного предстояния Богу, борьбы со страстями, приуготовляя души к вечной жизни. Территория монастыря напоминает строительную площадку: в лесах Благовещенская церковь, заново построен разрушенный храм-колокольня Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, завершаются восстановительные работы и в надвратной церкви преп. Сергия Радонежского, еще много работы предстоит выполнить в главном храме обители — Троицком соборе, где почивают святые мощи преподобного Антония. Теперь уже над всеми храмами обители сияют православные кресты, и округу оглашает многоголосый звон колоколов. Огромную помощь в возрождении монастыря оказывают различные организации и частные лица Каждое утро в 5.30 служится братский молебен Преподобному. Если в первые годы Божественная литургия совершалась в отдельные дни, то ныне — ежедневно. Недавно появилась новая традиция: по окончании вечернего богослужения братия и богомольцы, 150 раз читая мысленно "Богородице Дево, радуйся", обходят крестным ходом монастырские храмы с преднесением фонаря и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Вторая Литургия раз в неделю служится братией на Емецком подворье обители. Совершаеться Боженственная литургия и на подворьях в пос. Брин-Наволок, д. Ваймуга-Осередок, селе Сельцо. Регулярны молебствия в монастырской часовне прп. Антония рядом с воссоздаваемым в Архангельске Успенским храмом. Развивает свою деятельность подворье в Санкт-Петербурге — сооружается деревянный храм в честь преп. Антония Сийского. Духовное, молитвенное делание срастворяется с деланием трудовым, хозяйственным. Монастырь имеет молочную ферму, конюшню, гараж, столярные мастерские, пекарню, тепличное и огородное хозяйство, пашни и луга. За эти годы в обители собрана немалая библиотека. В ее основу легли современные издания богослужебных книг, житийная литература, историческая и богословская. Поступают и дореволюционные печатные издания, среди них несколько книг, ранее принадлежавших монахам Антониево-Сийского монастыря. Ныне библиотека насчитывает около 10 тысяч книг и журналов. В сентябре 2004 г. монастырю передан драгоценный дар — «Учительное Евангелие». Это рукописная книга XVI века. На последнем листе — пространная писцовая запись инока Даниила из нашего монастыря. Имя его было зашифровано тайнописью. Расшифровали специалисты из Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, куда дарители — москвичи Сергей и Наталья Бурдины — сдавали книгу на экспертизу. Рукопись насчитывает около 600 листов. На одном из них — заставка растительного орнамента с серебряным фоном, здесь же монохромный инициал и украшение на боковом поле. Переплет современен самой рукописи: доски в коже с тиснением. Утраты небольшие: отсутствуют несколько первых листов и застежки. Далеко за пределами обители известна наша иконописная мастерская. Иконы пишутся для восстанавливающихся храмов монастыря и епархии. С марта 2000 года братия издает ежемесячную газету «Духовный Сеятель». Два года назад появилось приложение к газете — «Педагогический семинар». С ноября 2001 г. с некоторыми перерывами выходит церковно-исторический альманах "Сийский хронограф". Когда-то на преподобного Феодосия, впервые подъезжавшего к Антониево-Сийскому монастырю, необыкновенно сильное духовное впечатление произвел вид Троицкого собора, белеющего летом в лесу каменными стенами, словно снег. "Бе бо тогда месяц август, и помышляше, откуда на храмех снеговидное подобие, никогда же видех, кроме поимянованныя обители каменнаго здания. Егда же врат монастырских достиже и обители благолепие узре, о, коль возрадовася духом…" И сегодня духовно радуешься при виде снеговидно сияющих храмов. Тихими сийскими вечерами над монастырской землей, над Большим Михайловым озером разносится колокольный звон, льется плавное пение монахов. Понимаешь, какое это древнее и намоленное многими поколениями иноков святое место. Теплеет душа…

Распорядок дня

Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 — 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой — в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) — братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 — с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 — часы 1-й, 3-й, 6-й и далее — Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне — Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.

На карте:

Фотографии:




Публикации

Другая Церковь
22 Янв 2020

Другая Церковь


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда принял участие в «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты». Он рассказал о том, почему Церковь не министерство нравственности и чем ему полюбился «Грех» Андрея Кончаловского.

«Иордан поменял русло». Где именно произошло крещение Господне
20 Янв 2020

«Иордан поменял русло». Где именно произошло крещение Господне


Где именно крестился Иисус Христос и почему этот вопрос волнует сегодня не только его последователей и ученых, но и политиков — в материале РИА Новости.

Рождество — это про смысл и надежду
6 Янв 2020

Рождество — это про смысл и надежду


Размышления Сергея Худиева о главном христианском зимнем празднике.

Почти половина граждан США считают, что Рождество стало недостаточно религиозным
27 Дек 2019

Почти половина граждан США считают, что Рождество стало недостаточно религиозным


Об этом сообщило издание The Hill со ссылкой на совместный опрос с исследовательской компанией HarrisX.