Александр Саввин: Слова Ницше «Бог умер, и убили Его мы» стали лозунгом современного общества

Духовное образование и катехизация17 Мая 2019

Слова Ницше «Бог умер, и убили Его мы» стали лозунгом современного общества постмодерна. Об этом заявил профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Саввин на открытии VIII Войно-Ясенецких чтений.

«В современной культуре слова немецкого философа крайне актуальны и важны, в сегодняшнем обществе многие говорят, что им не нужен Бог. Но надо понимать, если мы уничтожаем стержневые основы нации, рушится все государство. Наши противники прекрасно это знают», — отметил Александр Саввин.

По мнению профессора, один из приемов, который активно используется против нас — это «смысловые ножницы». Зло называют добром, вызывая у аудитории диссонанс восприятия: «Например, миротворческие операции в Сербии или Ливии, когда гибнут люди, разрушаются памятники архитектуры. Но ведь так устанавливают мир, значит все хорошо. От того, что мы убийство называем красивым термином вроде "эвтаназии", смысл не меняется, наоборот это разрывает сознание».

«Сейчас действительно возникает война особого плана — информационного, — считает Александр Саввин. — Она ведется на другом поле, она категорийная. Главный ее прием — подталкивание, то есть небольшое изменение смыслового контекста, которое делает поведение человека другим. Базовая идея здесь очень проста, ведь люди совершают выбор либо рационально, либо на эмоциях, особенно не задумываясь. Нас подталкивают ко второму».

По словам московского эксперта, нас захватила клип-культура. Событий очень много, они врываются в нашу жизнь, но мы не успеваем все отследить и смещаем фокус: то есть из всего потока выбираем что-то одно, на что можем обратить внимание. «Серьезная аргументация человеком не воспринимается, большинству людей уже сложно читать философский рактат или слушать мой доклад, потому что мы уже привыкли к картинке, к образу, который быстро сменяется. Все, что читает бóльшая половина населения — это заголовки и подписи к фотографиям. Внимания к котикам на картинках в сети значительно больше, чем к серьезным научным статьям», — подчеркнул доктор философских наук.

Война из реального пространства переходит в войну образов, в виртуальное пространство, считает Александр Саввин. Он привел в пример тот факт, что у запрещенной в РФ организации ИГИЛ был блог в соцсети, который велся от имени кота: «Там повествовалось о том, как живет семья его хозяев, как они строят свое "государство", как папа ходит на боевые дежурства и убивает людей. И у этого блога были миллионы подписчиков — это очень страшно!».

Не менее ужасное явление — это подмена понятий, отметил московский специалист. «Последствие работы фонда Сороса в российском образовании — это подмена категорий и понятий, когда действие заменили на эмоцию, — подчеркнул эксперт и привел следующий пример. — Понятие "исполнение закона" меняем на очень близкое по значению — "уважение закона". Только исполнение закона — это действие, а уважение — это чувство. Я могу уважать своих родителей, но при этом ничего не делать для них. Я помогаю кому-то или я сочувствую кому-то, ничего не делая, — чувствуете разницу?».

По словам Александра Саввина, благодаря этим «смысловым ножницам» мы воспитываем кого угодно, но только не граждан своего государства: «Не важно, знаете вы про постмодерн или не знаете, увлекаетесь вы им или не увлекаетесь, но современное медийное общество ведет нас по этому пути. Это страшно, потому что в постмодернизме человек не нужен. Там зачищается всё: религия, культура, искусство… и самый главный постулат постмодернизма — это тело без органов. Интеллект можно загрузить в соцсети, мозг будет жить там, а тело уже не нужно, оно вторично. Эти идеи находят отражения в кинематографе, в современных произведениях литературы и массово дублируются».

Сетевая структура и децентрализация приводят к тому, что человек отвязывается от своих истоков и культуры, его родиной становится чековая книжка, считает профессор. «В современном обществе никто не запрещает изображение безбородого Маркса и бородатой Джоконды, я уж молчу о более оскорбительных пасквилях, когда люди глумятся над Таинством Таинств христиан. Всех занимает лишь тот факт, что на негативе можно заработать больше лайков. И вот стоит только заявить, что это зло, не имеющие никакого отношения к творчеству, вас тут же обвинят в необъективности, старомодности и мракобесии. Но должна же быть какая-то грань между дозволенным и недозволенным, между добром и злом, между искусством и гадостью!» — сказал Александр Саввин.

«Следующая проблема — жизнь в мире "как бы", где все ненастоящее, — продолжил эксперт. — Это относится к смс-сообщениям, смайликам, лайкам, которые стали нашими реалиями. Когда вы слышите рекламу, что жевательная резинка земляничнее земляники и воспринимаете это как норму, происходит постепенная смена акцентов и системы координат».

Московский специалист рассказал об исследовании в Ставрополе. Ученые опросили семь тысяч подростков и выявили, что только 1150 из них не имеют социальной отчужденности, то есть не употребляют наркотики и алкоголь, не состоят на учете в полиции, ни разу не совершали правонарушения.

«К сожалению, современные молодые люди замещают понятиями "круто — не круто" и "выгодно — не выгодно" такие категории как "добро и зло". То есть, если совершение преступления — это зло выгодное, крутое, способное собрать кучу лайков в соцсетях, подросток легко на это зло пойдет. А когда его будут наказывать за преступление, он просто не поймет, ведь у него нет понимания, что хорошо, а что плохо», — отметил Александр Саввин.

По мнению эксперта, знание всех этих смысловых разрывов и их значение в информационных войнах помогает противостоять влиянию подобных факторов. «Если мы сейчас не будем учитывать эти явления и изучать, то наступит беда. Вчера встретил статью, что в одном военном университете на кафедре психологии только-только начали разрабатывать программу противодействия информационным войнам. Мы очень сильно отстаем в этом от всего мира», — заключил профессор.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации