Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

На православном кафе в Архангельске поборолись с неопределенностью нравственных понятий

Миссионерское служение7 Декабря 2016

Неопределенность понятий «нравственность», «духовность» и «вера» лежит в основе множества конфликтов и недоразумений. Прояснением смыслов занялись участники православного кафе «В поисках истины» в Северном Арктическом федеральном университете в Архангельске.

«Мне очень симпатична такая позиция: "Настоящий русский мужик пока гром не грянет, не перекрестится", — задал тон дискуссии приглашенный эксперт, кинематографист Анатолий Конычев. — Я, наверное, отношусь к деистам, которые верят, что Бог есть, но Он не вмешивается в действия людей. Цель творения — дать жизнь, а там дальше пусть она сама верится».

Протоиерей Евгений Соколов попросил гостя прояснить основания его мировоззренческой позиции. «Я в трех вузах учился, везде по-разному преподают философские воззрения. После трех вузов у меня сформировалось свое видение, основанное на классической литературе. Мой любимый автор Лев Толстой», — ответил Анатолий Конычев.

Далее разговор вышел на тему подлинной или мнимой относительности критериев нравственности. «Смешно говорить, что Бог создал материальный мир по сложнейшим законам, а нравственную жизнь оставил в беззаконии, — высказался отец Евгений. — Вопрос в том, какие это законы и как они изучаются. Я считаю, что если есть законы физики и математики, значит, должны быть нравственные законы. Мы должны их понять и изучить. Как я веду жизнь — это мое право, но я должен это делать в рамках духовных законов, которые положены в основу мира».

Один из участников встречи, военный пенсионер Андрей, поделился своим восприятием понятий религиозной сферы: «Для меня отношения с Богом всегда живые. Я пришел к выводу, что Господь не навязывает Себя людям, Он оставляет за каждым человеком право сказать: "Господи, я не хочу Тебя знать в моей жизни". На это суверенное право Господь не посягает. Рациональные доводы здесь бесполезны. Аргументов нет! Логика бесполезна, если человек говорит "я не хочу". Я не понимаю, о чем вы говорите!»

Отец Евгений, парировав, сказал, что пытается понять только одно: есть объективные духовные законы или их нет, и получил ответ: «Нас с этой жизнью примиряют скорее чувства, эмоции, а не логика. Невозможно логически доказать осмысленность мира. С нашей точки зрения мир бессмысленный. Мы лишь сердцем прикипаем к тому или другому. Мы живем чувствами, а логика нам помогает. Интеллект — это не пустое место. Но живем мы чувствами!»

Модерировавший беседу священник Димитрий Костюченко отметил сходство такого взгляда с настроениями известнейших французских экзистенциалистов XX столетия.

Павел, военный пенсионер, 20 лет прослуживший в полиции, рассказал, что рассматривает нравственность как производное от того времени, в котором человек живет. «Когда-то одни вещи были нравственны, а сейчас другие критерии, и то же самое стало безнравственным. Нравственность завязана на многое, на представления о мире, на научные идеи. Нельзя ее обсуждать отдельно от всего, ведь она — суть того или иного времени. Если мы говорим о нравственности, должны провести очень большое исследование того, что такое жизнь, что такое материальный мир, что такое чувство. Можно наш великий бесконечный бескрайний загадочный мир понимать не только разумом, но и сердцем. Что-то мы познаем с помощью логики, что-то сердцем. Если что-то не можем познать, не надо замещать другим неподходящим способом познания».

Далее беседа перешла в русло обсуждения смысловой смычки между представлениями о нравственности и свободой творчества. «Человек создан по образу и подобию Божию, продолжил гость православного кафе Павел. — В каждом из нас те же возможности, которые есть у Бога, каждый из нас творец. Если мы говорим, что нравственность и что безнравственность, что такое хорошо и что такое плохо, должны основываться на том, творчески ли мы поступаем».

Новый оттенок дискуссия приобрела с выступлением эксперта-культуролога Василия Матонина. Он ответил на вопрос сотрудника университета Александра Гильдебрандта о том, какие логические выводы следуют из допущения о сотворенности мира Богом.

«Мир разделен на видимый и невидимый, и создал его Единый в трех Лицах Бог, — сказал Василий Матонин. — Он, пребывая в свете неприступном, в онтологическом сумраке, находится в центре мира. А в центре видимой части Бог поставил человека, созданного по Его образу и подобию. Господь заповедовал Адаму в поте лица добывать хлеб свой, а Еве продолжать род человеческий, рожая детей в муках. В сущности, зло, участниками и свидетелями которого мы все являемся, следует рассматривать как фатальное последствие грехопадения. С грехопадением в мир пришла смерть, и Господь дал возможность преодолеть ее. Первым этапом преодоления стал кенозис, нисхождение Бога в образе человека на землю, страдания, смерть, Воскресение, обещание прийти в мир снова, обещание Царства Небесного и радости. Помните, с чего начинается нагорная проповедь в Евангелии от Матфея? С обещания радости, с заповедей блаженств. Мы же, говоря о христианстве, часто начинаем пугать друг друга муками, адом, страданиями. Но первохристиане с радостью шли на смерть и апостолы тоже, ибо христианство обещает радость! Человеку дана свобода воли, дан выбор. Что же делать?»

Василий Матонин предположил, что творчество в христианской традиции следует воспринимать не столь узко, как это принято в наше время: «Человек должен относиться к жизни как таковой, воспринимая ее в качестве высшей формы творчества. Представьте себе такую картину. Художник Пластов. Его командировали в деревню писать картину в стиле социализма, какие-то сцены из колхозной жизни. Стоит он у мольберта, рисует, вдруг идет бабушка с коромыслом, останавливается, смотрит на него. "Ты чего делаешь?" — спросила она. "Пишу", — ответил художник. Далее последовал другой вопрос бабушки: "И тебе за это деньги платят?" Платят, ответил Пластов. "Ну, все лучше, чем воровать", — успокоилась бабушка. Высшее творчество это, по-видимому, сама жизнь. Следует лишь угадать Божий промысел о себе, понять, какие таланты тебе Господь дал во благо людей и дарить их миру, служа добру и истине, умножать добродетели».

Одна из участниц беседы, Ирина, предложила свое видение обозначенных смыслов: «В переходе на женское восприятие, я бы поговорила о Боге как Отце. Он всегда нас видит и любит, несмотря на то, что знает о нас даже самое страшное. Поэтому вопрос каждого дня: "Я кто? Я сын, я дочь Бога?" Каждый раз задаюсь мыслью: мой сын ведет себя как мой сын или нет? Когда он ведет меня не как мой сын, я не отношусь к нему как мать. Это семейные отношения — все мы дети Бога. Если я поступаю, как любящее Бога существо, значит, я верю, вот и все».

Отец Евгений Соколов, завершая дискуссию, отметил, что Христос оставил простой критерий, помогающий, в частности, отличать верные убеждения и взгляды от ложных. «Евангелие предлагает дерево познавать по его плодам. Посмотрим на плоды православной культуры. Мы спасли мир от монголо-татар, двести лет жертвуя собой. Мы спасли мир от Наполеона: более 200 тысяч убитых на полях Западной Европы. Это мы спасли мир от фашизма: 27 миллионов жертв. Все это благодаря нравственности народа, которая покоилась на Православии. Мы уникальная империя, которая, став шестой частью суши, сохранила неимоверное множество языков, религий, традиций. Православие оказалось удивительно терпимой и любвеобильной религией. Когда смотрим на плоды Православия, можем гордиться. А покоится все религиозное учение на догматах, неких аксиомах, принимаемых на веры. Так что все, о чем мы говорим, это вопрос веры, которая выше информации, которая есть воплощенное знание», — сказал отец Евгений.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.