Священник Димитрий Костюченко: Охранники и психологи не решат проблему безопасности в школах

Миссионерское служение30 Ноября 2018

Одни лишь охранники и психологи не решат проблему безопасности в школах. Такую мысль выразил педагог, учитель истории, замглавы миссионерского отдела Архангельской епархии священник Димитрий Костюченко в выступлении на XIV Педагогических чтениях «Свет Руси» в Архангельске.

Форум прошел в школе №9 столицы Поморья, собравшиеся обсудили проблемы духовно-нравственного воспитания современных учеников.

«В школах духовность стоит вроде бы на первом месте, даже название сегодняшней конференции "духовно-нравственное", но на деле о духовности нет и речи, говорим только о нравственности, — сказал отец Димитрий. — Посмотрите на улицу: нравственно ли современное общество? А дети в школе? Ответ слишком очевиден... Потому что нравственность — без Бога!»

По словам отца Димитрия, духовность часто путают или объединяют с нравственностью, но это неправильно: «Нравственность — это отношения между людьми, это социальный контекст: моя порядочность, честность, уважение к старшим и так далее, то есть мое отношение к другому человеку. Духовность же — это отношение к Богу. Причем человек нравственный не всегда бывает духовным, а духовный просто обязан быть нравственным!», — пояснил миссионер.

«Если говорить о проблемах духовной безопасности, то сначала надо определить, что это такое. С точки зрения православного учения, можно выделить три уровня безопасности человека. Первый — телесный уровень, на котором в учебных заведениях обычно применяются рамки-металлоискатели и пропуска, а также выставляют охранников, и т.д., — продолжил миссионер. — Но всего этого не достаточно, и поэтому мы говорим о втором уровне — душевном, то есть психолого-педагогическом (здесь и эмоциональная, и психологическая работа с ребенком для его безопасности, в том числе душевной)».

Но самый важный уровень — духовный, на котором бессильны и охранники, и психологи, считает священник: «Здесь необходимы личный пример учителя, пример его духовной жизни, а также совместная молитва педагога с детьми. Без знания основ духовной жизни и законов бытия нет и не может быть духовного роста ребенка. К сожалению, все это практически

невозможно внедрить в современную школу из-за проблем законодательства. Но надо что-то менять, ведь теперь мы видим расстрелы и взрывы не только в американских школах, и это повод для всех нас задуматься над вопросами духовного воспитания детей», — заключил священник.

Педагогические чтения «Свет Руси» проходят в Архангельске ежегодно. Главная цель форума — привлечь внимание педагогической общественности города к проблемам духовно-нравственного образования школьников, а также активизировать исследовательскую работу учителей и старшеклассников по этнокультурной, краеведческой и духовно-нравственной тематике.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»