Пресс-секретарь Архангельской епархии рассказал будущим журналистам об антицерковных мифах и скандалах

СМИ и интернет25 Апреля 2018

Интернет-вбросы, фейковые новости и антицерковные мифы — эти темы раскрыл на встрече со студентами-журналистами Северного Арктического федерального университета глава пресс-службы Архангельской епархии Михаил Насонов.

По словам спикера, за последние 20 лет произошла глобальная трансформация СМИ: «В эпоху бурного развития коммуникаций и интернета доступ к вещанию на весь свет получил практически любой человек. Чтобы получить мировую известность, не нужно долго учиться, строить журналистскую карьеру, достаточно поймать волну, или, как сейчас говорят, "словить хайп". Когда в конце 1990-х годов я поступал на отделение журналистики, нам были неизвестны такие понятия, как "посев", "вброс", "фейк". Мы знали, что новость может быть или правдивой, или ложной, но не представляли себе, что СМИ могут быть участниками управляемого процесса по созданию и массовому распространению ложной информации в манипулятивных или идеологических целях. Сейчас это происходит повсеместно».

Михаил Насонов отметил, что вброшенная скандальная и откровенная лживая новость мгновенно расходится по соцсетям и многочисленным ресурсам, благодаря технологии «эмоционального заражения».

«СМИ нередко репостят такие новости ради трафика, от которого зависит стоимость рекламы. А лучше всего трафик достигается за счет слухов, скандалов и погони за "хайпом", и здесь, что называется, цель оправдывает средства, — сказал глава епархиальной пресс-службы. — Освещение реальной жизни Церкви никому не интересно, зато раздувание антицерковных скандалов привлекает читателей, а, следовательно, и увеличивает доходы».

Михаил Насонов отметил, что каждый руководитель СМИ делает принципиальный выбор — либо он пренебрегает профессиональной честью и журналистской этикой, публикуя ложную информацию за деньги или ради расширения аудитории, либо он остается верен себе и теряет доходы: «Если мы хотим быть людьми, которые изменяют мир к лучшему, тогда гнаться за трафиком нам не с руки. Если же приходим в профессию только за деньгами, тогда, бесспорно, трафик и "чернуха" — это наше все».

На встрече со студентами Михаил Сергеевич раскрыл свое понимание имевших место громких антицерковных скандалов последних лет: «Например, в 2012 году в интернете и федеральных СМИ прошла мощная кампания против Патриарха Кирилла и всей Церкви. Эту историю проанализировал известный специалист в сфере высоких технологий Игорь Ашманов. Он, используя математические методы, выяснил, что распространение негативной информации шло через вбросы или посевы в соцсетях с последующей раскруткой. То есть это была не естественная реакция общества на те или иные инфоповоды, а искусственная целенаправленная кампания с целью очернения Церкви».

По мнению представителя епархии, для ведения подобных информационных войн используются различные манипулятивные технологии: «Это принцип первоочередности, то есть задача опубликовать любую скандальную новость быстрее всех, даже если это явная ложь. Это привлекает внимание людей и хорошо запоминается, а любые опровержения потом уже не воспринимаются так ярко. Еще один метод — сознательное формирование образа врага. Так, буквально несколько месяцев назад в ряде СМИ была развернута кампания против наместника Сретенского монастыря в Москве епископа Тихона (Шевкунова). Это выдающийся служитель Церкви, интеллигентнейший человек, выпускник ВГИКа. Однако его представили неким злым манипулятором, который указывает Кремлю, кого из деятелей культуры отправить за решетку.

Третья технология — смещение акцентов, когда выпячивается одна сторона проблемы и умалчивается о другой, когда полуправда выдается за истину в последней инстанции. Также популярным методом являются "ложные аналогии". Это сознательное искажение логики при изложении ситуации. Скажем, начали люди строить храм в своем родном городе или селе. И сразу же начинаются публикации и комментарии о том, что лучше бы построили детские сады, больницы и школы. Но это люди строят храм, а больницы и садики должна строить власть. Строительство церкви на пожертвования не мешает и не противоречит строительству за бюджетные деньги школ и больниц!

Еще один принцип — прибегать к так называемому одобрению мнимого большинства. Это, например, когда с апломбом утверждается, что "все российские граждане против преподавания основ православной культуры в школах", при этом реальная статистика умалчивается.

Используются и многие другие технологии, в результате происходит эмоциональное заражение аудитории, начинается волна критических комментариев и обсуждений. И никто уже не разбирается, где правда, а где ложь. После подобных вбросов и воздействий, как в старом анекдоте про пропавшие "серебряные ложечки", остается "осадок" и формируются мифы, искажающие подлинный образ Церкви и ее служителей».

Затем Михаил Насонов разобрал основные антицерковные мифы. Это представления о том, что Церковь срослась с государством, что Церковь вмешивается в дела светского общества и все запрещает, что Церковь воюет с наукой и ведет в средневековье, что священники ничего не делают и наживаются на верующих.

Завершая беседу с будущими журналистами, глава епархиальной пресс-службы призвал их с особой ответственностью относиться к выбранной профессии и не предавать ее идеалы ради погони за деньгами и сомнительной славой.

«Зачастую проблема заключается в том, что люди не понимают, что такое Церковь. Часто она представляется как некий охранительно-освящающий институт или комбинат ритуальных услуг. А это не так! Церковь — это встреча с Богом, свет, радость, преображение жизни. Это главная и очень сложная задача православной журналистики — донести до людей, показать сердцевину и всю красоту церковной жизни. Разумеется, есть и недостойные служители Церкви, и во многих вещах мы виноваты сами. Но и среди апостолов Христа оказался предатель и вор. То, что и в христианской среде есть грехи и недостатки, лишь подтверждает учение самой Церкви о том, что человечество находится в противоестественном состоянии. Существует колоссальный разрыв между нашим стремлением к счастью, добру, любви, вечной жизни и тем злом, ненавистью, болезнями и в конечном итоге смертью, которые существуют в мире. И Христос пришел на землю, чтобы как раз преодолеть этот разрыв. Как писали отцы Церкви, Бог становится человеком, чтобы человек стал богом», — заключил Михаил Насонов.

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Вера мертвая и живая
17 Авг 2018

Вера мертвая и живая


Почему человеку жизненно необходимо деятельное проявление своей веры размышляет заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Архангельской епархии священник Михаил Юров.

Как лечить душу?
16 Авг 2018

Как лечить душу?


О том, что же такое душа в христианском понимании и почему она может болеть, рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Союз православных женщин: преемственность традиций
16 Авг 2018

Союз православных женщин: преемственность традиций


Истории создания в 1918 году в Москве Союза православных женщин и сохранению его традиций в возрожденном в 2010 году одноименном объединении  посвящена статья кандидата исторических наук Ольги Розиной.

Наш берег – правый. И левый тоже…
30 Июл 2018

Наш берег – правый. И левый тоже…


В Виноградовском районе прошёл необычный крестный ход – по местам сражений Гражданской войны и мемориалам погибшим в Великой Отечественной.