Митрополит Корнилий: Верим, что Пресвятая Богородица не оставит Россию и всех уповающих на Христа

Служение митрополита Корнилия25 Сентября 2022

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 25 сентября, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, совершил Божественную литургию в Ильинском кафедральном соборе областной столицы.

Архипастырю сослужили городские клирики, пел архиерейский хор.

По окончании богослужения глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Сегодняшний воскресный день, возлюбленные во Христе братья и сестры, называется неделей перед Воздвижением. Всего лишь один день отделяет нас от праздника Всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали евангельское повествование святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Далее в Евангелии мы слышим такие слова Христа Спасителя: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Что означают сии слова? В Ветхом Завете мы много читаем о том, как Бог наказывает грешников. Действительно, по многим грехам человек заслуживает наказания, но Господь пришел на землю для того, чтобы призвать всё человечество ко спасению. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить», — говорит Господь. Спаситель пришел призвать всех к покаянию и спасению бессмертных душ, и все верующие во Христа и исполняющие Его заповеди унаследуют жизнь вечную.

В подтверждение слов святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о Христе Спасителе мы сегодня слышим, как святой первоверховный апостол Павел в послании к Галатам говорит: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Как может мир быть распят на Кресте? Эти апостольские слова помогает понять то, что произошло на Голгофе. Каждый из нас знает, что только Христос распялся ради нас и ради нашего спасения, но вместе со Спасителем ряспяли двоих разбойников, одного по правую, другого по левую сторону от Господа. Тот, который был по левую сторону, стал хулить Христа, говоря «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, который был по правую сторону, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Людской суд осудил обоих злодеев на смерть по их делам и поступкам, но благоразумный разбойник обратился ко Христу со словами: «Помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», и исполнил Свое Божественное слово. Человеческий суд приговорил разбойника к смерти, а Бог, видя его покаяние, оправдал его и ввел в Царствие Небесное. В одной из проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит, что Крест Христов явился мерилом правды, мерилом истины, ибо он дал возможность суда, но не того суда, что Бог наказывает человека за грехи, а того суда, в котором сам человек своими мыслями и делами судит себя, поставляя по правую или по левую сторону от Креста Христова, от Бога. Поэтому апостол и говорит, что для него мир распят на Кресте, потому что именно Крест Христов явился мерилом правды и истины, отделяющим добро от зла.

Во втором сегодняшнем евангельском чтении, как и в первом, идет речь о любви Бога к человеку. Некий законник, искушая Христа Спасителя, спросил Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в Законе?» Законники знали Священное Писание наизусть и много между собой спорили о том, какие заповеди наиболее значимы, какие из предписаний Закона нужно выполнять в первую очередь. Но они не понимали того, что если ты нарушил одну из заповедей, ты нарушил весь Закон. У них было более тысячи предписаний, и прежде всего они соблюдали обрядовые заповеди, но заповеди о любви к Богу и ближним были для них на втором месте. Законники пытались уловить Спасителя в незнании Писания, а наипаче в богохульстве. Законник, спрашивая Христа, какая заповедь наибольшая в Законе, хотел устроить экзамен на знание Писания Самому Господу. Христос ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Каждый человек, которому дал Господь жизнь на земле, должен прежде всего гореть любовью к Богу своему. И не только на словах мы должны любить Бога и прославлять Его за все Его великие благодеяния и милости к нашему грешному роду человеческому, за то, что Господь терпит нас, принимает наше покаяние и ждет нашего обращения. Мы должны прежде всего всем сердцем и душою своею любить и прославлять Господа нашего. Вторая заповедь говорит о том, что мы должны любить ближнего как самого себя: ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, и так же он должен относиться к ближнему своему. Если мы любим Бога, то не можем ненавидеть ближнего, ибо, как учит нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, если кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. На двух заповедях, о любви к Богу и любви к ближему, основывается Закон и все пророки, как говорит нам Христос Спаситель в Божественном Евангелии.

Сегодня мы последний день в этом году прославляем светлый праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Совершая отдание сего праздника, мы вновь и вновь обращаемся с горячей молитвой к Царице Небесной. Вспомним историю нашего Отечества, когда наши предки питали особую любовь к Пречистой Богоматери, они дорожили особым союзом с Господом и Царицей Небесной, которым пламенели их души. Они обращались ко Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, чтобы Она всегда была теплой предстательницей за род наш у Престола Царя Славы. Когда несметные вражеские полки подходили к столице нашей Родины, весь русский народ молился пред Владимирской иконой Богоматери, и Владычица мира явилась хану Тамерлану. Во сне ему в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, которая повелела ему оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, Тамерлан спросил своих мудрецов, Кто явился ему во сне, и они ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. «Дева эта — Матерь христианского Бога. Сила Ее неодолима!» — сказали мудрецы, и тогда Тамерлан повиновался гласу Богоматери и дал приказ полкам повернуть обратно. Когда как не сейчас, в наше многотрудное время, когда нашу страну окружают многие враги, нам необходимо с горячей молитвой обратиться к Царице Небесной, чтобы Владычица мира, Всепетая Матерь вознесла Свои молитвы у Престола Царя Славы, чтобы Ее материнский покров простерся над всеми нами, верующими во Христа Спасителя, Бога нашего. Мы верим, что Пречистая Владычица слышит наши молитвы и что Она и в наше время не оставит Россию и всех уповающих на Ее Сына и Господа нашего. Пусть благодатная помощь Царицы Небесной всегда укрепляет Церковь нашу Православную, Отечество наше и весь народ наш во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

«Мы шли как будто в облаке благодати»
21 Июн 2022

«Мы шли как будто в облаке благодати»


Впечатления участницы крестного хода по «Поясу Пресвятой Богородицы», который недавно прошел в окрестностях пинежской Суры. 
Молитвенное шествие объединило более 150 паломников из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Северодвинска и районов области.

340 лет: хроника Архангельской епархии
17 Июн 2022

340 лет: хроника Архангельской епархии


В 2022 году Архангельская епархия отмечает свой 340-й день рождения. Уместно вспомнить, как начиналась ее история, чем жили люди на северной земле до 1682 года и какие предпосылки побудили Московского Патриарха Иоакима создать здесь отдельную кафедру.

Церковное зеркало эпохи
10 Июн 2022

Церковное зеркало эпохи


О том, как в Архангельске появилась первая церковная газета, рассказывает статья сотрудника Добролюбовской библиотеки Федора Агапитова.

Душа, поселившаяся в камне
9 Июн 2022

Душа, поселившаяся в камне


В Музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова работает персональная выставка заслуженного художника России Надежды Шек.