Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Митрополит Корнилий 23 июля принял участие в круглом столе для монашествующих на тему «Пополнение братства обители. От чего это зависит?»

Служение митрополита Корнилия23 Июля 2024

23 июля 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась конференции «Пополнение братства обители. От чего это зависит?» с участием монашествующих епархий, расположенных на территории Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации. Участие в событии принял митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий.

Перед началом конференции участники молились за Божественной литургией в Свято-Троицком храме Александро-Невской лавры.

По окончании Литургии в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» начал работу круглый стол для монашествующих на тему «Пополнение братства обители. От чего это зависит?».

Заседание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Ниже приводим полный текст выступления митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия на круглом столе.

Ваше Высокопреосвященство, всечестной владыка Варсонофий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы игумены, матушки игумении, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас на форуме, который проходит по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербурге, и благодарю за предоставленную возможность выступить.

Обсуждая вопросы устроения монашеской жизни, несомненно, мы должны опираться на многовековую традицию святоотеческой мысли, в которой как солнечный луч в капле воды, преломляется истина слов Христа Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23).

Основатель пустынножительства преподобный Антоний Великий подчеркивал, что движение человеческого сердца, обращенного к Богу, невозможно без благодати Божией: «Человек, который хочет удалиться от мира, прежде всего должен обращаться к Богу с молитвою о Божественной помощи. Дух Святой ниспосылает Свою помощь человеку по мере его ревности к благочестию по мере того, как он сильно чувствует нужду в пособии и желает получить оное». Святитель Игнатий Брянчанинов указывал на то, что сущность иноческого делания и жительства всегда составляло исполнение евангельских заповедей, и всякое место и положение представляют много удобств для этого делания и подвига: «Монашеская жизнь есть не что иное как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась: среди ли многолюдства или в глубочайшей пустыне». Однако сегодня наш разговор об устроении святых обителей, в которые приходят люди, как правило, довольно много прожившие в миру. Говоря о путях, которыми пополняются братства монастырей, мы должны помнить об особенной ответственности при выборе иноческого пути. «Отшельничество хоть и хорошо, но мы не считаем его полезным для всех. Ибо для многих оно не только бесплодно, но и гибельно», — учил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. В нашей стране за годы государственного атеизма была в значительной степени утрачена духовная традиция монашества, поэтому многое сейчас приходится возрождать, опираясь не на живой опыт старцев, а на книжную традицию, поэтому особую важность имеет образовательный и культурный уровень тех, кто руководит монашескими общинами. Именно от них зависит, будет ли пополняться братия. Святитель Филарет Московский писал: «Апостол дает нам наставление и пример обращаться с братией не подобно властелинам, а подобно кормилице, имеющей на руках младенца. Если он и упрямо раскричится, его не бранью и угрозами, но лаской и кротостью приводят в покой». Напоминает об этом и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его словам, возрождение русского монашества в значительной степени зависит от игумений и игуменов нынешних обителей. Обращаясь к наставникам иноков, Предстоятель нашей Церкви говорит: «Пусть примером для вас остается преподобный Сергий, явивший высочайший образец игуменского служения. Он поистине стал всероссийским игуменом, наставником наставников. Если же мы не будем стараться «жить по преподобному Сергию», подражать ему, то нам будет трудно, а может, и невозможно по-настоящему возродить подлинный общежительный дух и стиль жизни наших монастырей. Авва Сергий был для братии настоящим духовным отцом – известно, как он заботился о внутреннем состоянии насельников. Благодаря послушанию ему братия представляла собой крепкую, единодушную монашескую семью. И в настоящее время очень большое значение имеет общение игумена или игумении с монашествующими. Это общение укрепляет единство братии, рождающееся от опыта совместной жизни в обители, от участия в богослужении, от общего приобщения от единой Чаши Христовой. Преподобный всегда был рядом со своими учениками, участвовал в их жизни, разделял с ними тяготы и невзгоды, являл образец смирения, простоты, кротости, воздержания, христианской любви. В подвигах и трудах он был первым из братии. В его лице братия видела убедительный пример того, как следует проводить иноческую жизнь».

«Что было главным в служении преподобного Сергия? Благодаря чему он сам смог достичь святости и зажечь в сердцах других людей пламень любви к Богу, взрастить многих святых?» — задается вопросом Святейший Патриарх. И отвечает: «Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Он сам был первым в свершении этого подвига. Он никогда не опускал келейного правила, с особенным усердием молясь о своих учениках, и сподобился от Бога видения о будущем умножении братии. Как важно помнить нашим игуменам и игумениям, что главной их молитвой должна быть молитва о братстве или о сестричестве! Своих учеников преподобный стремился научить именно молитве, внутреннему, умному деланию. Сегодня в наших обителях нужно возрождать молитвенное делание, и прежде всего сами игумены и игумении призваны быть образцом молитвы, ибо именно в ней сила монашества».

Действительно, преподобный Сергий оставил всем нам незабвенный пример подлинного духовного руководства, к которому следует стремиться. Один из последователей «игумена земли русской» — преподобный Антоний Сийский — просиял в Архангельской земле. Более пятисот лет назад он основал в глухой тайге обитель в честь Святой Троицы. Антониево-Сийский монастырь, возрождаемый из разрухи после десятилетий забвения, по сей день привлекает паломников на Русском Севере. Святой Антоний оставил духовную грамоту, которая дошла до нас. В ней преподобный предостерегает братию, чтобы его не называли отцом, по-евангельски подчеркивая, что он ведет иноков не за собой, а за Христом: «Азь вам был ни пастырь, ни учитель, един бо есть пастырь Христос». При этом подвижник говорит, что игумен должен являть образец для братии: «Боюсь осуждения от Владыки моего Христа глаголющаго: подобает прежде самому творити, тож и учити». «Предаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой Его Матери небесной Царице, и преподобному чудотворцу Сергию, — обращается преподобный Антоний к братии. — Молитеся друг за друга да исцелеете; да прежде всего имейте страх Божий в сердце своем, да вселится в вас Дух Святый, да той вас научит и наставит на истинный путь. А промеж собою любовь имейте и покорение о Христе друг ко другу, да покрыется ваше множество грехов. Нищих поите и кормите довольно и милостыню давайте, да не оскудеет место сие святое».

В библейской книге Екклесиаста мы находим знаменитые строки: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Мир, пораженный многими духовными болезнями и страдающий от многих зол, постоянно меняется, и он всегда был изменчив и суетен, а «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки», как восклицает апостол Павел. Поэтому, представляется, что и монашеское житие и пополнение иноческих общин зависят от того, как люди открывают свои сердца Христу. Изучать православную аскетическую традицию, передавать молодым людям опыт, веками накопленный в Церкви — наша задача и наш долг. И только видя наши искренние труды, полагаемые на ниве Христовой с верой и любовью, люди будут возгревать в своих сердцах желание вступить на путь монашеского делания в Русской Православной Церкви. Да поможет всем нам Великодаровитый Господь и да откроет сердца наших соотечественников для размышлений о радости и свете монашеской жизни. Всех вас благодарю за внимание.

***

Был зачитан приветственный адрес от председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста.

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав также подчеркнул, что главное для монашествующих – пример игумена или духовника. Люди знают, что в том или ином монастыре находится мудрый настоятель или духовник, и стремятся туда. Задача монашествующих – спасение души через оставление страстей, исполнение заповедей Божиих. Монашеский призыв и практика жизни современного человека вступают в противоречие. Когда устраивались древние монастыри, было по-другому, не было такого разрыва. В наше время монастыри пополняются молитвами новомучеников и исповедников. В 1990-е годы многие приходили в обители, но мало у кого был монашеский опыт. Приходило много попавших в трудную ситуацию. Когда владыка Мстислав был настоятелем Коневского монастыря, приходящие в него люди если даже не становились монахами, меняли свою жизнь. Владыка напомнил о подвижниках Севера – преподобных Александре Свирском, Арсении Коневском, Антонии Дымском, Мартирии Зеленецком. Игумен должен подавать пример. Если хочешь, чтобы братия молилась, должен сам молиться. Хочешь, чтобы она трудилась, должен сам трудиться. Часто бывает, что человек прочитал ту или иную литературу и хочет, чтобы монашеская жизнь была устроена именно так, как он прочитал, а в монашеской жизни главное – послушание. Важна также молитва, не надо опускать келейное правило. Надо понимать, что пришедший в обитель человек не станет сразу монахом, к каждому нужен индивидуальный подход.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) отметила, что далеко не всегда многочисленность является свидетельством правильного устроения монашеской жизни и спасительности подвига. Пример тому – недавние события в Среднеуральском монастыре, некоторые секты тоже весьма многочисленны. Апостольская община была более чем скромной. У преподобного Сергия Радонежского было поначалу всего двенадцать учеников. Часто желание пополнить число братии объясняется заботой об облегчении послушаний монашествующих. В мужских монастырях не хватает иеромонахов, во всех обителях не хватает певчих. Думать – «ах, вот бы еще двадцать человек!» – значит смотреть на человека не как на цель, а как на средство. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что без развития общехристианских оснований в обществе невозможно развитие монастырей. Сейчас прослеживается тенденция «демонизации» женских монастырей, вряд ли современный священник посоветует женщине уйти в монастырь. Сестры обители рассказывали игумении, что их отговаривали от монашеского пути священники, среди которых были и иеромонахи. Игумений представляют властительницами, у которых насельницы – что-то вроде крепостных. Священники предлагают женщинам, думающим о монашестве, жить в мужском монастыре или принять монашество в миру. Новодевичий монастырь находится в городе, действует уже двадцать восемь лет. За это время никто из преподавателей духовной академии не изъявил желание провести экскурсию для девушек по монастырю. Приходили студентки Военной академии связи, помогали сестрам. Многие девушки крестились, кто-то стал ходить на богослужения в монастырь. Почему бы не направить девочек, девушек потрудиться, посмотреть на монашескую жизнь? В мире, где никто никому не нужен, монастыри – это оазис, где хоть кто-то о ком-то заботится. В женских монастырях – один из самых высоких показателей продолжительности жизни. В обители была насельница, которая неподвижно лежала двадцать лет, за ней ухаживали так, как больше никто бы не стал ухаживать – только, может быть, родители, но она была уже пожилой, ее родители умерли. В завершение матушка напомнила слова Спасителя: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Настоятельница Екатерининского монастыря в Калининграде игумения Феодосия (Изгина) посвятила выступление устроению монашеской жизни на примерах из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), приведя его соображения о духовничестве, о том, как правильно и неправильно понимать монашество.

Для желающих была проведена экскурсия по обители.

Использован текст с сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.