Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Митрополит Даниил совершил Литургию в праздник небесных покровителей Северодвинска

Служение митрополита Корнилия1 Мая 2018

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 1 мая совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день Церковь преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Корельских — эти святые почитаются как покровители Северодвинска.

«Господь любит нашу землю, и Божия Матерь промышляет о ней, — сказал владыка в проповеди. — Угодники Божии постоянно предстоят и молятся за нас с вами, не за камни, деревья, реки и озера — они молятся о спасении наших душ. Преподобный Серафим Саровский видел Русскую землю как бы в некой голубой дымке: это молитвы святых. Часто нам кажется, что нас мало, что не много людей ходит в храмы, мы по-человечески расстраиваемся из-за этого. Но если мы духовно поднимем очи, то увидим, что вместе с нами невидимо молятся множество наших святых предков. Наша человеческая природа не позволяет видеть мир духовный — он закрыт, чтобы мы не прельщались и не боялись бесов, которые наполняют поднебесное пространство. Они в огромном количестве летают там, мерзкие, страшные, способные напугать и развратить человека. Чтобы этого не случалось, Господь закрыл от нас этот нематериальный мир. Но перед исходом человека от земной жизни у него может появляться духовное зрение. Верующие люди понимают, что происходит. А неверующие говорят, что человек просто видит галлюцинации. Так рассуждают многие люди, которые не верят в Бога. Совершая память святых, запасемся же твердой верой и надеждой, что Бог нас любит!»

Владыка напомнил, что в этот день Церковь также почитает Максимовскую икону Божией Матери, написанную в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому. На ней изображена Божия Матерь во весь рост с Предвечным Младенцем и митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий из Ее рук святительский омофор. Икона написана в память явления Пресвятой Богородицы святителю Максиму, когда он прибыл во Владимир из Киева. В видении Божия Матерь вручила ему омофор со словами: «Раб Мой Максим, хорошо, что ты пришел посетить Мой город. Приими этот омофор и паси во граде Моем словесные овцы». Когда святитель проснулся, на его руках лежал омофор. Явление Матери Божией было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Омофор, переданный Матерью Божией, хранился в Успенском соборе во Владимире 112 лет. В 1412 году, во время нашествия татар, омофор был скрыт ключарем собора Патрикием, замученным татарами.

Историческая справка о праведных Евфимие, Антоние и Феликсе Корельских

Сведения о жизни преподобного Евфимия очень скудны. Он поселился «на корельском берегу, недалеко от Белого моря, около 1410 года», где построил храм в честь святителя Николая Чудотворца и несколько монашеских келий. В те времена эта местность была полудикой, языческой.

Как писал архимандрит Никодим, «в приморском прибрежии, между русскими колониями, жили тогда пять видов финского племени, или, как называли их новгородцы, корельских детей. Эти корелы и лопари имели в поморье свои вотчины. О том, какова была их вера, говорит старинная соловецкая повесть: "Древле быша сии родове, яко зверие дивии… отнюдь Бога истинного ни знати, ни разумети хотяху, но имже кто когда чрево насытит, тогда оно и бога си поставляше. Аще иногда каменем зверя убивает, тогда камень почитает, и аще палицею поразит ловимое, палицу благотворит…" С этими людьми довелось жить преподобному Евфимию. Подвижник Божий, по своей любви к людям и к Истине небесной, просвещал заблудших и словом, и жизнью своею».

Маленький монастырь, основанный преподобным Евфимием, после самого своего основания пережил разорение. «В 1419 г. норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили несколько иноков». Казалось, уже не суждено было возродиться маленькой Никольской обители. Однако Господь судил иначе. К судьбе созданного преподобным Евфимием монастыря оказалась причастной богатая и влиятельная жительница Новгорода, известная в истории как Марфа Посадница.

«О Марфе сохранилась память как о женщине властной, своенравной и решительной», вдобавок – жестокой. Горько приходилось тому, кто смел в чем-то ей перечить. К примеру, новгородский боярин Мирославский, «решившийся вести тяжбу с боярыней Марфой», угодил за это в тюрьму. Разумеется, немалую роль в том почете и влиянии, которыми пользовалась в Новгороде Марфа, играло ее богатство. Марфе Посаднице и ее роду принадлежали огромные земельные территории.

Как-то раз два сына Марфы от первого брака, Антоний и Феликс, отправились осматривать свои обширные владения. Путешествие их завершилось трагически: они «утонули в устье Двины и были погребены в обители». Произошло это незадолго до нападения норвежцев на Никольский монастырь, в 1418 году. О земном житии праведных Антония и Феликса практически ничего не известно. Архимандрит Никодим отмечает, что погибшие сыновья Марфы «окончили земное течение свое людьми молодыми». Известно, что они отличались глубокой верой и благочестием. Один из братьев, праведный Феликс, «при жизни своей был известен благотворительностью: он передал Михаило-Архангельскому монастырю, что в устье Северной Двины, земли с тонями на морском берегу».

Когда Марфа узнала о гибели своих детей, горю ее не было предела. «Согласно одной из легенд, она приказала сжечь несколько деревень в Золотицкой волости, заподозрив их жителей в умышленном убийстве ее сыновей». Когда гнев ее улегся и стала ясна непоправимость утраты, смирившаяся боярыня решила позаботиться о том, чтобы память об ее сыновьях не ушла в небытие и чтобы всегда были люди, которые бы могли молиться о них Богу. Именно поэтому она «пожертвовала значительные средства для возобновления церкви и келий и просила молиться в монастыре о своих скончавшихся сыновьях». В тексте дарственной грамоты на земельные владения, которую дала Марфа Николо-Корельскому монастырю, содержится ее желание «поставить храм святителя Николая в Корельском над гробами детей моих, Антония и Феликса». Таким образом, благодаря преподобному Евфимию и праведным Антонию и Феликсу Корельским на Архангельской земле появился Николо-Корельский монастырь.

Впоследствии на том месте, где преподобным Евфимием была основана Николо-Корельская обитель, возник город Северодвинск. В 1998 году праздновалось шестидесятилетие его основания. У стен Николо-Корельского монастыря, закрытого в двадцатые годы, был отслужен молебен тем, кто оказался «невольными основателями города Северодвинска» — Евфимию, Антонию и Феликсу Корельским. Они почитаются как небесные покровители этого города.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.