Митрополит Даниил: Очистим «духовный эфир», чтобы услышать друг друга

Служение митрополита Даниила1 Апреля 2019

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил вечером 31 марта совершил чин пассии с чтением акафиста Страстям Христовым в Ильинском кафедральном соборе Архангельска.

«Мир постоянно отвлекает нас от Христа, от связи с Ним, — сказал владыка в проповеди. — У нас плохая связь с Богом, потому что "духовный эфир" слишком засорен. Среди греховного шума мы плохо слышим даже себя, где уж услышать другого человека, святых, Бога. Попытаемся же очистить духовное пространство, чтобы услышать воздыхание ближнего, чтобы помочь тем, кто нуждается, чтобы не причинить кому-нибудь вреда».

Владыка призвал ограничивать распространение зла: «Когда тебя кто-то обидел, постарайся не отвечать ему, не надо изливать обратный поток негатива. Сдержись! И получишь живительную благодать от Спасителя, претерпевшего Cтрадания на Кресте. Если не давать воли страстям, они постепенно искоренятся. Это трудный путь, но именно такова дорога в Царство Небесное, указанная Господом и всеми святыми».

Напомним, что слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед Великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата, и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации