Митрополит Даниил совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Северодвинске

Служение митрополита Корнилия3 Апреля 2019

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 3 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском храме Северодвинска. В этот день Церковь чтит память святого XX века — преподобного Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года по старому стилю в Ярославской губернии. Родители его были крестьянами. После Василия в семье родились две дочери, умершие в младенчестве. На сороковом году жизни скончался от чахотки глава семьи, и Василий остался с больной матерью. Он отправился на заработки в столицу, где с помощью одного доброго человека из сельчан устроился в купеческую лавку. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь. Отправившись в Александро-Невскую лавру, он получил благословение лаврского схимника пока что оставаться в миру, создать семью, воспитать детей, после чего уже оставшуюся жизнь — вместе с супругой — посвятить монашеской жизни. Василий смиренно подчинился.

Будучи очень способным, во время работы в лавке купца он сам выучился грамоте; его поставили старшим приказчиком уже к 17-летнему возрасту.

Будущая супруга Василия, Ольга Ивановна, как и он, происходила из крестьянской семьи, как он мечтала о монашестве, но также до поры не получила благословения.

После женитьбы Василий Николаевич стал торговать пушниной, да так успешно, что стал миллионером, но никогда не забывал творить добро, помогать нуждающимся. В 1897 году он закончил Высшие коммерческие курсы в Петербурге. В семье Муравьевых родились сын Николай и дочь Ольга. После смерти дочери супруги по обоюдному согласию жили как брат с сестрой. В 1903 году они побывали на торжествах прославления Серафима Саровского и привезли несколько икон преподобного, одна из которых хранилась в келье старца до последних дней его жизни.

Однажды Василий Николаевич увидел сидящего на мостовой крестьянина в рубище, который громко повторял: «Не как ты хочешь, а как Бога даст!». Оказалось, что семья его — в деревне, больна тифом и совершенно без средств. Василий Николаевич поехал с ним на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил ее продуктами, привязал к ней корову, вожжи дал в руки крестьянину. Когда тот стал отказываться, то услышал в ответ:«Не как ты хочешь, а как Бог даст».

Вскоре после этого случая Василий Николаевич раздал большую часть своего состояния по церквам и монастырям. Как-то в квартиру к нему забрался вор, собрал самое ценное, связал в узел и вышел. Но узел внезапно развязался, и вещи рассыпались под ноги как раз возвращавшемуся хозяину. Тот помог обомлевшему вору собрать их и отпустил. Он говорил потом: «Похититель остался без греха, ведь теперь он не украл, а ему подарили».

В 1920 году Василий Николаевич был принят в братство Александро-Невской лавры и в том же году пострижен с именем Варнава. Тогда же приняла монашеский постриг в Иверском женском монастыре и его супруга. Вскоре отца Варнаву рукоположили во иеродиакона и дали послушание заведовать кладбищенской конторой. В следующем году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, он был посвящен в сан иеромонаха и нёс послушание свещника. В 1927 году принял схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Пред схимой 40 дней он не вкушал пищи.

Старец часто служил в Покровском приделе лаврской церкви, исповедовал и причащал народ. Его постоянно ожидала толпа посетителей. Принимал он людей и в своей келье. Когда пришедших бывало особенно много или старец заболевал, подавали записки через келейников и получали ответы. Старец уже обладал даром прозорливости. Он предсказал архиепископу Алексию (Симанскому), что тот станет Патриархом всея Руси, что в России будет страшная война (Отечественная) и что после нее народ станет приходить к Богу и начнут открываться храмы. Многое было открыто старцу, а его духовные подвиги были ведомы только Богу единому. Многих он исцелял не только духовно, но и телесно — Божиею благодатью.

Тем временем тучи сгущались над лаврой. В одну из ночей большинство лаврских монахов были арестованы и отправлены в ссылки и лагеря, многие приняли мученическую кончину. В 1933 году старец поселился в Вырице. Он уже находился в крайне больном, немощном состоянии, и только потому власти не воспрепятствовали ему. Здесь у старца Серафима в полной мере раскрылся дар прозорливости, дар вдохновенной молитвы, дар чудотворений. С Вырицкой деревянной церковью иконы Божией Матери «Казанской» связана и его судьба, и многих близких ему людей. Здесь он жил под Покровом Царицы Небесной, здесь окормлял духовных чад. С находящимися в тюрьмах, ссылках и лагерях вел переписку, посылал продукты и деньги. Неоднократно в келье старца проводились обыски. Обычно приезжали ночью. Был случай, когда во время очередного визита НКВД лежащий на постели больной старец Серафим подозвал к себе одного чекиста, взял его за руку и, погладив ее, положил свою правую руку ему на голову, сказав: «Да простятся грехи твои, раб Божий». И сила любви победила. Лицо грозного визитера смягчилось. Он и его товарищи скоро удалились, испытывая к отцу Серафиму почти дружеские чувства.

Когда началась война, старец уверенно говорил жителям, что не следует уезжать, что Вырица сохранится и ни один человек не погибнет. Так и вышло. В это время отец Серафим особенно пламенно молился о спасении душ людских. Как-то к нему ворвались немцы. Он сказал им по-немецки: «О, убийцы пришли! А в кого вы будете стрелять? Видите, у меня на груди крест со Спасителем. В Христа будете стрелять, а еще говорите, что верующие». Каждому еще сказал у кого, сколько детей дома, в Германии, осталось. И добавил: «А коменданту передайте: что он посеял в России, то и пожнет дома». Солдаты не тронули старца.

Во время войны старец Серафим принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели: тысячу ночей стоял он на камне пред иконой Серафима Саровского и молился, подражая своему небесному покровителю. Ему шел уже 76-й год. К месту молитвы его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а старец вставал своими больными коленками на камень и простирал руки к небу.

После войны в доме на Майском проспекте отец Серафим принимал огромное количество людей. Он теперь редко вставал с постели, но поток приходящих не уменьшался. К нему шли и ленинградцы, пережившие ужасы блокады. Особенно много люди спрашивали о судьбе пропавших без вести родных. Старец отвечал, прозревая судьбу исчезнувших: «Молись как за живого» или «Молись о упокоении». Многие из тех, кто бывал у старца дома, вспоминают, что возле дома, где он жил, чувствовался необыкновенный аромат, воздух был особенным.

Незадолго до кончины, весной 1949 года отец Серафим спал не просыпаясь 12 суток подряд. Когда батюшка проснулся, то сказал своей келейнице, матушке Серафиме: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от православия». Перед кончиной отцу Серафиму явилась Сама Пресвятая Богородица. Было это ночью. Старец знал, Кто его навестит, и сказал женщинам, ухаживавшим за ним: «Зажгите все лампады».

Три дня ко гробу шел поток людей. Отпевали отца Серафима накануне праздника Благовещения. Во время похорон впереди гроба несли образ преподобного Серафима Саровского из кельи батюшки. Похоронен угодник Божий в Вырице, на маленьком кладбище рядом с Казанским храмом.

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Игумен Феодосий (Нестеров) о сектантах, «русском мире» и жажде истины
27 Ноя 2019

Игумен Феодосий (Нестеров) о сектантах, «русском мире» и жажде истины


В Архангельске активно распространяется газета религиозной организации адвентистов седьмого дня «Сокрытое Сокровище». В качестве бесплатного издания она появилась в аптеках города, на стеллажах буккросинга.  Не так давно в интернете появилась информация о миссионерской деятельности адвентистов среди детей и родителей в Областной научной библиотеке под видом познавательной игры «Аллея науки».

Что такое «национальная идея»?
14 Ноя 2019

Что такое «национальная идея»?


«Это четко и ясно сформулированная и аргументировано развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории», - считает протоирей Евгений Соколов.

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века
14 Ноя 2019

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века


Наша беда в том, что думаем, как спасти Россию и мир, ничего при этом не изменив в себе, в то время как Господь предлагает нам принципиально иной путь.

 Епископ Плесецкий Александр: Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни
25 Окт 2019

Епископ Плесецкий Александр: Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни


Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать? Читайте в интервью епископа Александра «Журналу Московской Патриархии».