Митрополит Даниил: Следование заповедям Божиим позволяет нам оставаться людьми

Служение митрополита Даниила27 Июля 2019

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 27 июля совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. Этот день в церковном календаре посвящен памяти преподобного Никодима Святогорца.

В проповеди владыка пожелал прихожанам стяжевать в сердцах Христову добродетель: «Если будет мир душевный, будет и покаяние, а в противном случае человек потеряется — он не сможет общаться с людьми, лишит себя семьи и друзей. Следование заповедям Божиим позволяет нам оставаться людьми, правильно относиться к родственникам, соседям и другим ближним. Когда человек живет по закону Христову, он сохраняет мир».

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца.

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии.

Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание — редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником.

Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди» (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы» (Венеция, 1796, 1846).

Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» – греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в трех томах (Венеция, 1819). Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.).

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим», «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников» (Венеция, 1836), «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха» (Константинополь, 1844).

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

 «Бог помог все пережить»
21 Июн 2019

«Бог помог все пережить»


К Дню памяти и скорби - 22 июня - публикуем воспоминания прихожанок Всехсвятского храма Архангельска о своем военном детстве. Героини рассказывают, как они, совсем юные, тушили бомбы на чердаках и работали на наравне со взрослыми , как молились и хранили веру.

Знают как жить
7 Июн 2019

Знают как жить


Статья из «Вестника Архангельской митрополии» № 2 за 2019 год о молодежном православном туристическом клубе «Возрождение», который действует при храме Николая Чудотворца в Северодвинске.

Молодежь и Церковь: найти свое место
7 Июн 2019

Молодежь и Церковь: найти свое место


Интервью с руководителем молодежного отдела епархии, клириком архангельского храма Мартина Исповедника священником Леонидом Перчуговым.

История — наука всеобъемлющая
3 Июн 2019

История — наука всеобъемлющая


Интервью замглавы миссионерского отдела Архангельской епархии священника Димитрия Костюченко газете "У Белого моря".