Митрополит Корнилий: Мы готовимся к вступлению в святой Великий пост

Служение митрополита Корнилия14 Февраля 2021

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 14 февраля, в неделю 36-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Ильинском кафедральном соборе областной столицы.

Владыке сослужило духовенство храма, пел малый состав Архиерейского хора.

Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня!

Сегодня Святая Церковь начинает готовить нас к вступлению в святую и спасительную Четыредесятницу, ныне мы как бы видим зарю наступающего Великого поста, о котором начинаем думать и к которому готовиться.

За Божественной литургией мы слышали евангельское чтение о том, как некий человек по имени Закхей искал видеть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этот богатый человек был старшим мытарем в Иерихоне. Мытари занимались сбором налогов для языческого римского государства, то есть они помогали оккупантам. Мы можем только представить, какое отношение было к мытарям. Иудеи говорили, что к мытарю, как к язычнику, нельзя приближаться, и разговаривать с ним можно только на семиметровом расстоянии. Даже когда между ними была распря, иудеи говорили так: «Будет тебе, яко язычник и мытарь». Закхей, который был главным среди мытарей этого города, услышал, что Господь пришел в Иерихон. В прошлое воскресенье мы читали в Евангелии, что как только Господь вошел в этот город, Он исцелил слепого человека, и пошла о Нем молва, и большая толпа окружала Божественного Спасителя. Так как мытарь был малого роста и не мог увидеть Спасителя, но очень хотел видеть Господа, он влез на дерево, как повествует евангелист Лука. Представляете себе картину, когда какой-то большой начальник влезает на дерево? Конечно же, это немедленно вызовет смех окружающих, но он, невзирая ни на что влез на дерево, чтобы увидеть Господа. Для чего он сделал это? Для того чтобы принести Богу покаяние, он сделал это по зову своего сердца. Милосердный Господь, Который знает все внутренние помышления каждого человека, немедленно обратил Свое внимание на него. Он сказал ему: «Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти». То есть Господь сказал, что придет в дом Закхея, тем самым немедленно вызвал осуждение окружающих. Общее мнение не заставило себя ждать: как это так! Святой человек, который воскрешает мертвого и исцеляет слепорожденного, не видит, что мытарь грешник? Закхей тем временем слез с дерева и продолжил свое покаяние, он сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам четверицею». Почему же именно четверицею? Потому что таков был закон: если он собирал налоги, а у человека было нечем их заплатить, он отдавал вместо этого человека свои деньги, а потом по закону он мог взять с него в четыре раза больше, и на этом он наживал свое имение. Стоя перед Господом, он пообещал четверицею возвратить всем, кого обидел. Обиженных людей было много. Он не подумал, что скажут о нем жена и дети, как они воспримут, что он отдал имущество, которое много лет собирал. У него в сердце было лишь желание раскаяться перед Господом в своих грехах, принести Богу покаяние.

Господь пришел в дом этого грешника и сказал ему такие слова: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Почему же Господь назвал Закхея сыном Авраама? Потому что праотец Авраам был милосерден, и милосердие сегодня явил Закхей. Господь пришел не для того, чтобы спасти святых, но спасти грешных. Если бы все были как Авраам, Исаак и Иаков, не пришел бы на землю Спаситель мира. Сын Божий пришел на землю ради спасения грешных людей. Недаром фарисеи вопрошали учеников Христовых, почему их Учитель с грешниками ест и пьет. Господь же сказал: «Не требуют здравые врача, но болящие». Он пришел избавить нас от грехов, спасти погибающий род человеческий, и об этом Он сам сказал в чтомом ныне Евангелии.

Какой же урок мы почерпнем из сегодняшнего евангельского чтения? Во-первых, мы готовимся к вступлению в святой Великий пост, когда будем вновь вспоминать о Закхее. Как он принес покаяние, так и мы должны предстать перед Господом и принести Богу плоды достойные покаяния, как говорит нам Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В святые дни Четыредесятницы нам нужно не только словами покаяться перед Богом, но и делами нашими. Нужно оставить все прежние грехопадения, беззакония и приступить к Господу Богу, очистить наши души, чтобы Господь вошел в наше сердце, как вошел в дом Закхея, который принес Богу покаяние. Господь стучит в наше сердце, и Он не войдет в него, пока в нем гнездится грех, а где грех, там и диавол.

Слезами покаяния сердечного омоем свое сердце, очистим душу для Господа, Который говорит в Евангелии такие слова: «Сыне, дай мне твое сердце». Но Ему угодно не сердце с грехами и беззакониями, а сердце, омытое покаянием. Верим, что в наши сердца вселится Господь и сотворит там обители со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь!

С праздником поздравляю всех вас, дорогие мои!

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации