Митрополит Корнилий: Будем упражняться в исполнении заповеди о любви к врагам

Служение митрополита Корнилия17 Октября 2021

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 17 октября, в неделю 17-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Ильинском кафедральном соборе областной столицы.

Владыке сослужили клирики епархии, пел малый состав архиерейского хора.

После богослужения глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.

Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня!

Сегодня Святая Церковь предложила нашему вниманию очень важное евангельское чтение. Господь наш Иисус Христос обращается ко всем нам не в притче, не в иносказании, но прямо и твердо говорит о том, как мы должны поступать в нашей жизни для того, чтобы достичь Царства Небесного. Если мы в своей жизни исполним то, о чем читалось сегодня в Евангелии, мы сподобимся Царствия Божия!

Сегодня было сказано об одной из самых трудных заповедей, о любви к нашим врагам. Мы должны не только простить наших врагов, благословлять клянущих нас, но должны возлюбить. Возможно ли исполнить эту заповедь? Возможно. Примером служит для нас Господь наш Иисус Христос, Который молился за Своих распинателей такими словами: «Отче, прости их, не ведают бы, что творят». Так и святые мученики, которые шли на смерть за Христа, благословляли убивающих их.

Сегодня мы совершаем память святителя Гурия Казанского и святителя Варсонофия Тверского, их судьбы похожи друг на друга. Будущий святитель Гурий в юном возрасте был отдан в княжеский дом, по разрешению князя он распоряжался всем его домом, но имел благочестивую жизнь, всегда пребывал в посте, молитве и делании христианских добродетелей, все свое жалование он отдавал нищим, посещал храм Божий, исповедовался, причащался. На его долю выпало испытание: те, кто пребывал в окружении князя, оклеветали его, сказав князю, что он лишь на первый взгляд благочестивый юноша, который исполняет заповеди, но на самом деле он прелюбодействует с его женой. Князь исполнился ревности и приказал убить ни в чем не повинного юношу. Родной сын этого князя, который был более благоразумным, сказал, чтобы отец остановился, и он не убил его, но посадил в темницу. Темница в те времена — это глубокая яма, туда был брошен будущий святитель, и где в течение двух лет он пребывал. Ему не давали хлеба и не давали вдоволь воды. Один из стражников умилосердился над ним и сказал: «Я буду приносить тебе пищу», но он отказался от хлеба, попросив приносить бумагу и чернила. Он писал азбуку, тот страж продавал ее, а вырученные деньги раздавал нищим. Через два года его неповинного сидения Господь отворил ему темницу: он увидел неизреченный свет, и двери темницы сами отверзлись.

Почему так случилось? Потому что он никого не проклинал, молился за князя, молился за тех, кто оклеветал его, он смог не только их просить, но и полюбить. Господь за его самоотверженный подвиг отверз темницу, он вышел оттуда невредимым и удалился в святую обитель, где много лет подвизался, а затем был избран святителем Казанским. В 1555 году митрополитом Макарием Всероссийским он был поставлен во епископа и поехал на свою новую кафедру. Там он кротостью, смирением и любовью обратил многих ко святому Православию.

Его сподвижник святитель Варсонофий, епископ Тверской, в юношеском возрасте был взят в плен и много лет находился в татарском плену, но он никогда не отчаивался, исполнял всё то, что ему было положено, и молился за тех, кто пленил его. За его любовь, преданность Богу и любовь к окружающим Господь дал ему свободу. Родной отец выкупил его из плена. Оттуда он пошел в монастырь и принял постриг, затем стал святителем Божиим. Всем своим сердцем он служил Господу Богу, любил ближних своих, и Господь прославил его в будущей вечной блаженной жизни.

Мы знаем много примеров, как можно возлюбить врагов своих. Преподобный Серафим Саровский был бит некими разбойниками, которые впоследствии были схвачены. Угодник Божий умолял начальствующих и судей, дабы они отпустили их на свободу. Он простил им их разбойное нападение, которое они совершили на блаженного старца, и молился за них Господу Богу. Возлюбленные братья и сестры, будем почерпать примеры святых угодников Божиих, наших старших братьев, которые жили на этой земле и имели более искушений, чем мы, но преодолевали всё с помощью Божией.

Будем слышать призыв святого первоверховного апостола Павла, который говорит нам: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его». Что значит «собирать горящие угли»? Конечно, это не для того, чтобы сжечь его, но для того, чтобы наша любовь растопила сердце нашего врага, и он принес Богу покаяние и полюбил нас так, как мы его любим. Будем упражняться в исполнении этой заповеди и призовем нам в помощь Господа Бога нашего, Который смог не только простить Своих распинаталей, но и молился за них Своему Небесному Отцу. Господь обращается ко всем нам с такими словами: «Сыне, дай Мне твое сердце». Но не такое сердце, которые мы подчас имеем, с грехами, страстями и пороками, а сердце, омытое слезами покаяния, очищенное покаянной молитвой.

Пусть Господь мира всегда пребывает с нами во веки веков. Аминь!

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Для нашего же духовного благоустроения. Русские писатели и Православие
24 Ноя 2021

Для нашего же духовного благоустроения. Русские писатели и Православие


Текст Лолы Звонаревой, доктора исторических наук, искусствоведа, редактора альманаха «Литературные знакомства».                            

Библейская антропология: ветхозаветное учение о сотворении человека из праха земного (Быт 2:7). Истоки, значение, богословская рефлексия в христианской и иудейской традициях
28 Окт 2021

Библейская антропология: ветхозаветное учение о сотворении человека из праха земного (Быт 2:7). Истоки, значение, богословская рефлексия в христианской и иудейской традициях


Статья священника Михаила Юрова опубликована в четвертом номере научного журнала «Христианская жизнь» за 2021 год.

Алексей Осипов: Богословие возможно только через очищение души
4 Окт 2021

Алексей Осипов: Богословие возможно только через очищение души


Профессор Московской духовной академии поделился размышлениями о том, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре.

Новое имя в Соборе Архангельских святых
11 Авг 2021

Новое имя в Соборе Архангельских святых


Пополнить список северных угодников Божиих благословил Святейший Патриарх Кирилл.