Александр Щипков: Захоронение Ленина — это вопрос времени, а не намерения

Жизнь Русской Православной Церкви21 Апреля 2017

В информационном пространстве вопрос о захоронении В.И. Ульянова (Ленина) сегодня связан как с догматическими и историческими спорами, так и с политическими. Образ этого политического деятеля отсылает к важнейшим событиям истории России первой четверти XX века, а в год столетия революционного 1917 года привлекает повышенное внимание общества. Сегодня как образ, так и само незахороненное тело Ленина стали заложниками политических споров в российском обществе.

Что касается непосредственно захоронения В.И. Ульянова (Ленина), то с христианской точки зрения тут не может быть никакого двойного прочтения. Русская Православная Церковь всегда однозначно выступала и выступает за его захоронение. Это вопрос прежде всего канонический. В своей недавней статье, опубликованной «Интерфаксом», я уже говорил, что «мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями».

В соответствии с нашими православными нормами тело умершего человека должно быть предано земле, его пребывание в культурно-историческом центре столицы представляет собой неестественную ситуацию. Для христиан мумификация как форма погребения тела покойного недопустима. Иными словами, захоронение В.И. Ульянова (Ленина) является неизбежным шагом. Это вопрос времени, а не намерения. И это принципиальный момент. Дело лишь в том, когда и как это лучше сделать, как выбрать время захоронения.

Наблюдая существующее разделение по ряду социальных и мировоззренческих вопросов, Церковь в первую очередь думает о том, чтобы сохранить и укрепить единство в обществе. Ленин является определенным символом для граждан, чье мировоззрение сформировано советским культурным контекстом. И хотя далеко не все разделяют такие взгляды, мы обязаны бережно отнестись к мнению этой части общества, помня о христианском смирении и терпимости. Церковь несет ответственность и за этих людей, большинство из них — тоже православные люди и являются частью Церкви. Нельзя судить о степени принадлежности людей к Церкви по их политическим убеждениям, какими бы они ни были. Главное — сохранить единство в вере и Христе согласно принципу «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Здесь речь идет не о политике, а о христианском единомыслии — о любви к ближнему, которая объединяет народ поверх политического плюрализма.

Деструктивные силы используют любой повод для того, чтобы вызвать гражданский раскол, столкнуть одну часть общества с другой, создать «революционную ситуацию». Революция — всегда зло и трагедия, потому что она взрывает национальную традицию и проливает кровь. Мы стоим перед общими вызовами, на которые должны отвечать сообща. Поэтому предметно обсуждать вопрос захоронения лучше в условиях, когда спадёт искусственное заострение этой дискуссии.

А это значит, что мы должны тщательно обдумать ситуацию и выбрать правильное время и правильный контекст для предания земле тела В.И. Ульянова (Ленина), совершить его тогда, когда это не принесет урона социально-политической стабильности и единству нашего народа. Церковь как неотъемлемая часть общества в лице клира и мирян участвует в обсуждении этой проблемы, но напоминает, что оно должно проходить не в политическом контексте, а исключительно в религиозно-историческом. Дабы не множить конфликты, а служить радости примирения. 

Фото: http://katehon.com/sites/default/files/lenin_mauzolej.jpeg 

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Жизнь Русской Православной Церкви»

Все новости по теме «Жизнь Русской Православной Церкви»




Публикации

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда
21 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим в среду первой седмицы Великого поста...

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник
20 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим во вторник первой седмицы Великого поста...

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу
19 Фев 2018

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу


Как «самый умный юноша на свете» разочаровался в предметах самого умного факультета, почему судьбы человеческие — защищенный канал связи с Богом, а монашество — любовь? Об этом в интервью нашему изданию рассказывает кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии и публицист иеромонах Симеон (Мазаев).

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник
19 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?