Епископ Егорьевский Тихон: Наше прошлое зачастую умышленно искажается

Жизнь Русской Православной Церкви11 Июля 2017

Председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон прокомментировал в своей статье, опубликованной в газете «Культура», вышедшее в пермском интернет-журнале «Звезда», а затем на сайте радиостанции «Эхо Москвы» интервью кинорежиссера Александра Сокурова, значительное место в котором уделяется истории Русской Православной Церкви.

«Все мы наслышаны о фальсификациях истории, о том, что наше прошлое зачастую умышленно искажается недобросовестными трактователями в тех или иных интересах. Это уже стало штампом, и люди относятся к таким утверждениям с легким недоверием: приелось. Тем не менее, тема актуальности не теряет. …Тот, кто пишет историю, формирует не только настоящее, но и будущее», — говорит в статье Владыка Тихон.

«Александр Николаевич утверждает: "Священный синод участвовал в управлении страной". Ну, для начала Синод назывался не Священным, а Святейшим. Впрочем, ладно. Но каким образом он участвовал в управлении? Где факты? То, что митрополит Филарет (Дроздов) приложил руку к написанию Манифеста об освобождении крестьян? Что еще? Какое управление страной?», — отмечает епископ Егорьевский.

«"Священный синод ни разу не заявлял, что убивать нельзя и надо поступить по-христиански... Церковь, которая могла бы быть посредником в Гражданской войне, им не стала". Как можно обвинять Церковь в том, что она якобы не поднимала свой голос против братоубийственной брани, если Собор 1917–1918 гг. ежемесячно обращался со специальными посланиями и обращениями, призывавшими к установлению мира и прекращению пролития невинной крови? Тексты этих документов изучаются сегодня не только в вузах, но и в средней школе», — продолжает он.

По словам представителя Церкви, подобные высказывания Сокурова наталкивают на мысль, что он изучал историю по произведениям Ильфа и Петрова, хотя кинорежиссер — выпускник исторического факультета Горьковского государственного университета.

«Очень странно выглядит и тезис А.Н. Сокурова, что большевики будто бы взрывали только крупные, знаковые храмы. Это ни в коей мере не соответствует действительности. Среди нескольких десятков тысяч ликвидированных дореволюционных церквей основную долю составляли именно сельские», — пишет автор статьи.

Епископ Егорьевский подчеркнул, что, вопреки словам кинорежиссера, абсолютное большинство церковно- и священнослужителей не покидали своих храмов, оставаясь там до конца, несмотря на то, что они «осознавали, какой финал их ждет: тюрьма, пытки и зачастую смертный приговор».

«Особенно тяжело комментировать следующие слова Александра Николаевича: "У народа не было особого отношения к храмам... Отмечали религиозные праздники — позже ходили и грабили, жгли, воровали... Тот же самый народ". Бывало и это. Но было и другое. В 1937 году провели знаменитую "сталинскую" перепись населения. Одним из пунктов опроса значилось отношение к вере. Человека тогда могли репрессировать за одно лишь упоминание дедушки-священника. Перепись была очной, проходила по месту жительства. Так вот, 56,7 процента того самого народа, о котором столь уничижительно отзывается Александр Николаевич, назвали себя верующими.  Причем эта цифра, скорее всего, занижена», — подчеркивает Владыка Тихон.

«Александр Николаевич говорит в своем интервью: "Ненавидеть и зверски истязать друг друга могут только русские, это характер русского человека. Это чрезвычайно порочная предрасположенность, наследственная. Она формировалась постепенно. Способность выделить главного козла в стаде и идти за ним". Подтверждает ли данный пример эту способность? Почти 57 процентов заявили о своей вере — то есть выступили поперек официальной линии государства с его репрессивным аппаратом. "Ненавидеть и истязать друг друга могут только русские..." Поразительно. Видимо, англичане, американцы, испанцы, французы в своих гражданских войнах осыпали друг друга лепестками роз и водили хороводы...», — отмечает представитель Церкви.

«Я позитивно отношусь к критике Церкви. Она полезна хотя бы тем, что дает возможность взглянуть на себя со стороны. Однако, если хула, как и случилось в интервью Александра Сокурова, обрушивается на события столетней давности, на тот трагический период отечественной истории, когда Русская Церковь дала христианскому миру целый сонм новомучеников, здесь, без сомнения, необходимо расставить точки над "i"», — подытоживает автор статьи.

«Не бояться правды», статья епископа Егорьевского Тихона в газете «Культура»: http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/164247-ne-boyatsya-pravdy/

Фото: http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102346/234637.p.jpg?0.29346967933338486 

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Жизнь Русской Православной Церкви»

Все новости по теме «Жизнь Русской Православной Церкви»




Публикации

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.  

Самая нежная и пламенная любовь
6 Ноя 2017

Самая нежная и пламенная любовь


Еще в Древней Греции, в комедии Аристофана впервые прозвучала такая фраза: «Ubi bene, ibi patrio» («Где хорошо, там и отечество»). Но так ли это и что следует подразумевать под словом «патриотизм»? Рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.