Владимир Легойда: «Екатеринбургские останки» — об истине и сенсациях

Жизнь Русской Православной Церкви13 Декабря 2017

Сенсации не получилось. Архиерейский собор не принял решения о признании или не признании «екатеринбургских останков». Правда, его, этого решения, и не планировалось. Сенсации ждали журналисты. Ну, журналисты всегда ждут сенсации.

Что по сути? Кратко напомню проблему. В конце 90-х Церковь не высказалась «за» или «против» признания «екатеринбургских останков». Синод тогда сказал, что вернуться к вопросу следует после разрешения всех сомнений в подлинности. Почему это так важно? Да потому, что если останки принадлежат царственным страстотерпцам, то это — мощи святых, почитаемых миллионами православных. И здесь просто нельзя ошибаться.

На научной конференции, которая прошла за два дня до открытия Архиерейского Собора, Патриарх Кирилл в очередной раз совершенно определенно сказал: Церковь не будет спешить с выводами, такое важное решение не принимается к какой-то дате или «к празднику». Что еще показала конференция, помимо того, что она продемонстрировала, как сейчас говорят, беспрецедентную открытость Церкви в данном конкретном вопросе? А показала конференция то, что вопрос очень сложный. Я девять часов наблюдал конференцию, и понял, что обывателю, который глубоко не погружен в проблему, просто так в этом не разобраться. Да даже эксперты и те, кто много лет следит за темой, тоже иногда им сложно. Почему? Потому что приходится отказываться от своего давно сформировавшегося мнения, а ведь встречаются очень серьезные контраргументы. Много еще неясного, какой бы точки зрения мы не придерживались: «за» или «против».

Именно в силу сложности проблемы хочу проговорить сейчас два очень важных момента.

Первое. Почему Церковь в 90-е гг. не признала результаты экспертиз? Строго говоря, как я уже сказал, это не вполне корректное заявление. У Церкви были вопросы не столько к результатам экспертиз тогда, сколько к самому процессу, а он проходил за семью замками. Любые попытки представителей Церкви хоть как-то прояснить процедуру: что отправлялось на генетическую экспертизу, какие частицы, каких именно останков — все это натыкалось на начальственные окрики: «Прокуратура признала! Какие у вас могут быть сомнения?»

Конечно, Церковь испытывала в связи с этим мощное политическое давление. Согласитесь, что в такой ситуации очень сложно принять взвешенное, ответственное решение. Да, в общем-то, невозможно его принять.

И второе. Что происходит сегодня? А вот сегодня ситуация совсем другая. Прозрачность и ясность следствия и всех необходимых процедур не вызывает никаких сомнений: это было видно даже из конференции, которую я упомянул. Но серьезные вопросы по сути остаются. В результате многочисленных повторных исследований открылись новые важные детали. Чтобы в них как следует разобраться, нужно время. Требуется провести множество дополнительных экспертиз: генетическую, антропологическую, историческую, криминалистическую. Необходимо самым скрупулезным образом потом соотнести результаты этих конференций между собой.

Без права на ошибку. Такую позицию в данном вопросе занимает Церковь. И это позиция единственно верная. Нам нужна истина, а не журналистская сенсация. Будем ждать и молиться.

Фото: http://s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/859524/wx1080.jpg 

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!