Первенство чести или власти: почему невозможна автокефалия на Украине
Идея официального Киева создать на Украине единую автокефальную церковь не находит даже мало-мальской поддержки в православном мире, заявили в Украинской церкви Московского патриархата после проведенных переговоров. Корреспондент РИА Новости выяснил процедуру предоставления автокефалии и узнал, почему ее нельзя реализовать в сегодняшней ситуации, несмотря на вежливое обещание Константинополя рассмотреть обращение Петра Порошенко.
«Нам известно, что МИД Украины дал поручение послам в православных странах проводить встречи с предстоятелями церквей, чтобы убедить их в поддержке инициатив власти. В частности, недавно министр иностранных дел Павел Климкин во время своего визита в Египет встретился с патриархом Александрийским Феодором», — сообщил на сайте канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) управляющий ее делами митрополит Бориспольский и Броварский Антоний.
«Нас хотят убедить, что вопрос якобы решен и нужно просто смириться с этой ложью. Но хочу ответственно заявить, что поместные церкви будут руководствоваться в этом вопросе критериями пользы для вселенского православия, церковными канонами, а не политическими интересами власти», — заверяет митрополит Антоний.
В поисках компромисса
Порядок предоставления автокефалии относится к числу тех вопросов, которые обошли молчанием каноны Вселенских соборов и другие авторитетные источники церковного права. В связи с этим в православном мире со временем возникли разные мнения по вопросу о том, кто имеет право предоставлять автокефалию и каким образом.
В 1993 году в Православном центре Константинопольского патриархата в Шамбези (Швейцария) состоялась Межправославная подготовительная комиссия к Всеправославному собору, которая была посвящена как раз обсуждению этой темы.
Константинопольская церковь и другие греческие церкви отдавали приоритет в предоставлении автокефалии Вселенским соборам и Поместным соборам Константинопольского патриархата. При этом инициатива провозглашения новой автокефальной церкви в этой концепции принадлежит исключительно Вселенскому патриарху. Русская церковь отстаивала другую точку зрения, подчеркивая право каждой автокефальной церкви даровать полную самостоятельность (то есть автокефалию) какой-либо своей части. Эту позицию поддерживали и некоторые другие церкви.
В результате непростых дискуссий поместные церкви разработали компромиссный вариант. Было решено, что провозглашение новой автокефалии отныне возможно только при условии предварительного достижения всеправославного консенсуса. Согласно разработанной процедуре, в образовании новой автокефальной церкви участвовали бы и церковь-мать, которая выступала инициатором автокефалии, и все прочие поместные церкви, без согласия которых провозглашение автокефалии невозможно, и, наконец, Вселенский патриарх, который выступает в роли координатора в нахождении консенсуса. Разработанный в 1993 году предсоборный документ «Автокефалия и способ ее провозглашения» был подписан всеми поместными церквами.
На собрании предстоятелей поместных церквей, прошедшем в Шамбези в январе 2016 года, Константинопольский патриарх публично заверил патриарха Кирилла в том, что не будет принимать никаких действий по легализации украинских раскольников и предоставлению автокефалии на Украине. Только после этого было принято единогласное решение отложить рассмотрение темы автокефалии.
Хотя четких прописанных норм пока нет, в православном мире есть понимание, что подобные вопросы решаются с согласия всей семьи поместных автокефальных церквей. Собственно, это же подтвердил и глава Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Лазарь.
Реакция православных церквей
По словам митрополита Антония, даже те архиереи, которые относятся к юрисдикции Константинопольского патриархата, выразили поддержку канонической церкви на Украине.
Директор Экспертного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) Александр Рудаков обращает внимание на то, что Русская православная церковь всегда с большим уважением относилась к каноническим границам других церквей. Например, в Московском патриархате продолжают считать Абхазию и Южную Осетию канонической территорией Грузинской церкви, а в конфликте Сербской православной церкви (СПЦ) с раскольническими структурами в Македонии и Черногории РПЦ последовательно поддерживает СПЦ.
«Естественно, можно предположить, что и эти поместные церкви также проявят солидарность с Русской церковью в том вопросе, о котором мы говорим. Уважают каноническое право и нормы, думается, и в других поместных церквах. Во всяком случае, сегодня никто не решился бы дать ответственный прогноз, что какая бы то ни было из 15 поместных церквей ответит на запрос Порошенко положительно», — говорит Рудаков.
Закат Константинополя?
«Мне трудно представить, чтобы какая-нибудь поместная церковь согласилась с правом Константинополя в одностороннем порядке перекраивать границы других поместных церквей. Это абсурд. Как и в целом абсурдна вся текущая ситуация. Мне порой кажется, что мы наблюдаем четкие признаки агонии в истории доминирования Константинополя в православном мире», — отмечает заведующий лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Павел Ермилов.
В 1924 году Вселенский патриарх в одностороннем порядке уже даровал автокефалию Польской церкви, которая к тому времени имела статус автономии в составе Русской православной церкви. Основной интерес Константинополя тогда состоял в денежном вознаграждении, полученном от польского правительства. И хотя большинство других церквей вначале поддержали это решение, впоследствии дарование автокефалии было признано незаконным и аннулировано, а в 1948 году Польская церковь получила уже каноническую автокефалию от своей церкви-матери — Московского патриархата.
«Политические факторы — это все же переменные и сиюминутные величины, а вот учение Православной церкви — едино и укоренено в веках», — резюмирует отец Павел.
Даже если Вселенский патриарх инициирует некое всеправославное совещание, его участники, скорее всего, посчитают, что не автокефалию надо вводить на Украине, а прежде всего уврачевать там церковный раскол. И понятно, на каких основаниях: сторонники главы так называемого Киевского патриархата лжепатриарха Филарета, устроившего этот самый раскол в 1992 году, должны покаяться и вернуться в лоно канонической церкви.
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости по теме: «Жизнь Русской Православной Церкви»
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.