Первенство чести или власти: почему невозможна автокефалия на Украине

Жизнь Русской Православной Церкви10 Мая 2018

Идея официального Киева создать на Украине единую автокефальную церковь не находит даже мало-мальской поддержки в православном мире, заявили в Украинской церкви Московского патриархата после проведенных переговоров. Корреспондент РИА Новости выяснил процедуру предоставления автокефалии и узнал, почему ее нельзя реализовать в сегодняшней ситуации, несмотря на вежливое обещание Константинополя рассмотреть обращение Петра Порошенко.

«Нам известно, что МИД Украины дал поручение послам в православных странах проводить встречи с предстоятелями церквей, чтобы убедить их в поддержке инициатив власти. В частности, недавно министр иностранных дел Павел Климкин во время своего визита в Египет встретился с патриархом Александрийским Феодором», — сообщил на сайте канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) управляющий ее делами митрополит Бориспольский и Броварский Антоний. 

«Нас хотят убедить, что вопрос якобы решен и нужно просто смириться с этой ложью. Но хочу ответственно заявить, что поместные церкви будут руководствоваться в этом вопросе критериями пользы для вселенского православия, церковными канонами, а не политическими интересами власти», — заверяет митрополит Антоний.

В поисках компромисса 

Порядок предоставления автокефалии относится к числу тех вопросов, которые обошли молчанием каноны Вселенских соборов и другие авторитетные источники церковного права. В связи с этим в православном мире со временем возникли разные мнения по вопросу о том, кто имеет право предоставлять автокефалию и каким образом. 

В 1993 году в Православном центре Константинопольского патриархата в Шамбези (Швейцария) состоялась Межправославная подготовительная комиссия к Всеправославному собору, которая была посвящена как раз обсуждению этой темы. 

Константинопольская церковь и другие греческие церкви отдавали приоритет в предоставлении автокефалии Вселенским соборам и Поместным соборам Константинопольского патриархата. При этом инициатива провозглашения новой автокефальной церкви в этой концепции принадлежит исключительно Вселенскому патриарху. Русская церковь отстаивала другую точку зрения, подчеркивая право каждой автокефальной церкви даровать полную самостоятельность (то есть автокефалию) какой-либо своей части. Эту позицию поддерживали и некоторые другие церкви.

Акция прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата у здания Верховной рады в Киеве. 18 мая 2017

В результате непростых дискуссий поместные церкви разработали компромиссный вариант. Было решено, что провозглашение новой автокефалии отныне возможно только при условии предварительного достижения всеправославного консенсуса. Согласно разработанной процедуре, в образовании новой автокефальной церкви участвовали бы и церковь-мать, которая выступала инициатором автокефалии, и все прочие поместные церкви, без согласия которых провозглашение автокефалии невозможно, и, наконец, Вселенский патриарх, который выступает в роли координатора в нахождении консенсуса. Разработанный в 1993 году предсоборный документ «Автокефалия и способ ее провозглашения» был подписан всеми поместными церквами.

На собрании предстоятелей поместных церквей, прошедшем в Шамбези в январе 2016 года, Константинопольский патриарх публично заверил патриарха Кирилла в том, что не будет принимать никаких действий по легализации украинских раскольников и предоставлению автокефалии на Украине. Только после этого было принято единогласное решение отложить рассмотрение темы автокефалии.

Здание МИД России. Архивное фото

Хотя четких прописанных норм пока нет, в православном мире есть понимание, что подобные вопросы решаются с согласия всей семьи поместных автокефальных церквей. Собственно, это же подтвердил и глава Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Лазарь.  

Реакция православных церквей 

По словам митрополита Антония, даже те архиереи, которые относятся к юрисдикции Константинопольского патриархата, выразили поддержку канонической церкви на Украине. 

Косовская Митровица. Архивное фото.

Директор Экспертного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) Александр Рудаков обращает внимание на то, что Русская православная церковь всегда с большим уважением относилась к каноническим границам других церквей. Например, в Московском патриархате продолжают считать Абхазию и Южную Осетию канонической территорией Грузинской церкви, а в конфликте Сербской православной церкви (СПЦ) с раскольническими структурами в Македонии и Черногории РПЦ последовательно поддерживает СПЦ. 

«Естественно, можно предположить, что и эти поместные церкви также проявят солидарность с Русской церковью в том вопросе, о котором мы говорим. Уважают каноническое право и нормы, думается, и в других поместных церквах. Во всяком случае, сегодня никто не решился бы дать ответственный прогноз, что какая бы то ни было из 15 поместных церквей ответит на запрос Порошенко положительно», — говорит Рудаков.

Закат Константинополя?

«Мне трудно представить, чтобы какая-нибудь поместная церковь согласилась с правом Константинополя в одностороннем порядке перекраивать границы других поместных церквей. Это абсурд. Как и в целом абсурдна вся текущая ситуация. Мне порой кажется, что мы наблюдаем четкие признаки агонии в истории доминирования Константинополя в православном мире», — отмечает заведующий лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Павел Ермилов.

В 1924 году Вселенский патриарх в одностороннем порядке уже даровал автокефалию Польской церкви, которая к тому времени имела статус автономии в составе Русской православной церкви. Основной интерес Константинополя тогда состоял в денежном вознаграждении, полученном от польского правительства. И хотя большинство других церквей вначале поддержали это решение, впоследствии дарование автокефалии было признано незаконным и аннулировано, а в 1948 году Польская церковь получила уже каноническую автокефалию от своей церкви-матери — Московского патриархата.  

Софийский собор в Киеве 

«Политические факторы — это все же переменные и сиюминутные величины, а вот учение Православной церкви — едино и укоренено в веках», — резюмирует отец Павел. 

Даже если Вселенский патриарх инициирует некое всеправославное совещание, его участники, скорее всего, посчитают, что не автокефалию надо вводить на Украине, а прежде всего уврачевать там церковный раскол. И понятно, на каких основаниях: сторонники главы так называемого Киевского патриархата лжепатриарха Филарета, устроившего этот самый раскол в 1992 году, должны покаяться и вернуться в лоно канонической церкви. 


Источник: https://ria.ru/religion/20180509/1520186663.html


Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Нужны ли мы Северу: об одной экспедиции в Архангельскую область
24 Окт 2018

Нужны ли мы Северу: об одной экспедиции в Архангельскую область


История поездки сретенских семинаристов и студентов-добровольцев по необъятным просторам Русского Севера.

Культурный десант «глубоко в тайгу»
23 Окт 2018

Культурный десант «глубоко в тайгу»


В Поморье летом приземлился десант московских экспертов — они посетили Онежский район, Каргополье и юг области, провели два форума, помолились под открытым небом и в старинных храмах.

Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского Патриархата
22 Окт 2018

Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского Патриархата


«Комсомольская Правда» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской Церковью отношений с Фанаром.

Сознание людей переломилось
19 Окт 2018

Сознание людей переломилось


В середине лета Следственный комитет России заявил, что «екатеринбургские останки» принадлежат «бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения».