Владимир Легойда: ответы на вопросы слушателей «Эхо Москвы»

Жизнь Русской Православной Церкви27 Ноября 2018

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда ответил на вопросы радиослушателей «Эхо Москвы». Люди спрашивали о литературе, о питании «макарошками», о неправильной и правильной Церкви, о деятельности самого Владимира Легойды и о том, «куда деваться неофитам».

Хотелось услышать Ваше мнение о волне протестов против строительства храмов в парках и скверах. Например, под строительство собора Святой Екатерины в Екатеренбурге власти предоставили единственный сквер в центре города. Зачем РПЦ сеет раздор между людьми, властью и церковью? Юрист из Екатеринбурга, Ксения

— Храмы призваны быть не только духовно-культурными центрами современных городов, но и создавать вокруг себя те самые парки и скверы, которых так не хватает. Недавно был в Ставрополе и видел, как вокруг нового Собора князя Владимира, создается та самая среда, о которой Вы говорите: у храма построили детскую площадку, посадили деревья, построили фонтан. В планах строителей — разбить сквер или парк – там, где сейчас пустырь. Местная епархия всячески этот поддерживает. Что касается спорных ситуаций в уже существующих местах отдыха, то позиция Церкви – всегда ориентироваться на местных жителей, проводить общественные слушания. Люди по разным причинам могут выступать против строительства храма. Одно дело, когда есть сквер или парк, который может быть затронут строительством, другое дело – когда незаконная стоянка, где некоторые жители парковали свои машины. И таких случаев тоже немало».

Когда в храмах прекратится нечленораздельное начетничество непонятных текстов. Хотя бы Евангелие и апостолов читали на русском. Людмила, пенсионерка из Иркутска.

— Богослужение, а тем более, чтение Евангелия и Апостола, должны быть понятны тем, кто находится в храме. Здесь есть два вопроса: внятность чтения и понятность церковно-славянского языка. Первое, во многих храмах сегодня этой проблемы нет — читают хорошо. Второе, понимая важность сохранения церковнославянского языка как особого языка богослужения, некоторые храмы после прочтения евангелия на славянском, читают его еще и на русском. Я за сохранение церковнославянского языка. Не только потому, что это особый язык, созданный для церковной службы, но и потому, что многие славянские места невозможно перевести без потери смысла. Мне попался однажды перевод Библии, в котором первая фраза псалма — «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» — звучала так: «Хороший мужчина – это тот мужчина, который не ходит на собрания плохих мужчин». Как говорится, без комментариев.

Какая художественная книга для Вас стала открытием? Что Вы думаете о сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери? Елена, служащая из Сосновоборска.

— Таких книг у меня три. Правда, первая не художественная — «Исповедь» Августина. Перечитываю уже не один год Великим постом. А из художественных — «Дон Кихот» и «Братья Карамазовы». В последние годы иначе стал смотреть и на современную русскую литературу. С большой надеждой. Прежде всего, это книжный «сериал» моего учителя, Юрия Павловича Вяземского, «Сладкие весенние баккуроты». Кроме того, Евгений Водолазкин («Лавр», «Авиатор»), Марина Ахмедова («Дневник смертницы», «Крокодил», «Камень Девушка Вода») и Гузель Яхина («Зулейха открывает глаза», «Дети мои»). Боюсь, разочарую многочисленных поклонников Маленького принца. Эта книга прошла мимо меня. Или я мимо нее.

В результате выхода православной церкви Украины из лона РПЦ последняя потеряет большую сумму роялти. Будут ли сокращения в центральном аппарате РПЦ или РПЦ компенсирует эти потери за счет налогоплательщиков России? Анонимный радиослушатель.

— Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием никуда уходить или откуда-то выходить не собирается. Она удовлетворена своим статусом самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии и многократно об этом заявляла. Она удовлетворена своим статусом самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии и многократно об этом заявляла. В очередной раз официально заявляю, что Украинская Церковь не находится ни в каких финансовых отношениях с центром Русской Православной Церкви. Никаких финансовых отчислений из Киева в Москву нет! Очень прошу Вас не распространять эту ложь.

Владимир Романович, вы никогда не задумывались о смысле своей деятельности, в случае если никакого божественного начала нет? Тогда получается, что Вы свою жизнь проживаете зря? Насколько вероятен в Вашей жизни прагматичный подход, вызванный а) материальной выгодой от Вашей деятельности на земле и б) одобрением на небесах в случае, если дела обстоят так, как Вы всем рассказываете? Получается ведь ситуация «win-win», когда при любом раскладе Вы в полном шоколаде? Виталий, воинствующий атеист из Москвы.

— Вера — акт воли. Вера в существование Бога отличается от знания как научной категории. Знание в каком-то смысле «насильственно», нельзя верить в таблицу умножения. Ее знание не оставляет нам свободы выбора — мы знаем ее и все тут. Безвольный человек не может быть верующим. Воля — не основа веры, а инструмент ее реализации, так сказать. А основа веры, источник веры — особый религиозный опыт. Когда человек его пережил, у него нет сомнений в предмете своей веры. В жизни я сомневаюсь очень во многом, но не сомневаюсь в том, что Бог есть. Поэтому я не рассматриваю смысл своей жизни и деятельности так умозрительно, как Вы предлагаете.

Хотя были христиане, как Вам известно, которые и на Ваш вопрос отвечали. Это старик Паскаль своим пари. Паскаль ведь был не только великим физиком и философом, но в первую очередь (как сам он считал) – глубоко верующим католиком. Знаменитое «пари Паскаля» вкратце звучит так: если предположить, что Бог есть, то атеист теряет все – в сравнении с верующим. Если предположить, что Бога нет, то верующий теряет мало что в сравнении с атеистом: посты, воздержание от некоторых наслаждений (не всегда полезных для здоровья, кстати) и т.д. При этом во втором случае верующий все равно не делает никакого зла и не наносит вреда обществу. Повторяю, для меня эти рассуждения не так важны в личном плане, но, возможно, Вам будет интересно вспомнить, раз Вы об этом спросили.

Было несколько скандалов с чиновниками, которые считают, что народ зря жалуется на бедность, что можно и макарошками питаться, одна чиновница сказала, что наши деды гораздо меньшим обходились и не жаловались. Церковь тоже считает, что бедность – это благо и те, кто жалуется, просто к слишком хорошей жизни привыкли? Арсений, чиновник из Москвы.

— Ни разу не слышал, чтобы кто-то в Церкви так говорил, так что ответ на Ваш вопрос отрицательный. Более того, И Патриарх Кирилл, и многие другие иерархи и священники многократно говорили о том, что социальное расслоение — огромная проблема для современного российского общества. Что касается приведенных примеров,   считаю, что подобные высказывание недопустимы и что в таких случаях всегда необходимо ставить вопрос о служебном соответствии. Это плохой признак, указывающий на отрыв этих людей от народа и от реальной жизни. У нас есть разные чиновники, судить обо всех по этим примерам не следует».

— Почему вы считаете одни церкви правильными, а другие нет? Конкретно — Киевский патриархат. Почему такое недовольство тем, что патриарх Варфоломей его признал? С вашей точки зрения Московский патриархат правильнее, чем Киевский? Учитель из Москвы Светлана.

— Дело не в том, что считаю я. Дело в том, что существуют церковные каноны — правила, выработанные еще в древности и связанные с Евангелием и тем пониманием Церкви, которое нам завещал Христос. Те действия, которые сегодня предпринимает Константинопольский патриархат, нарушают эти каноны, игнорируют логику церковной жизни и не могут быть признаны. И патриарх Варфоломей это прекрасно понимает. Представьте себе, что итальянский суд 20 лет назад осудил некого преступника. А спустя 20 лет немецкий суд выносит этому преступнику оправдательный приговор, мотивируя это тем, что в средние века земли северной Италии входили в состав Священной Римской империи германской нации — примерно так выглядит апелляция Константинопольского Патриархата к тому историческому факту, что Русская Церковь когда-то была в составе Константинопольской»

Сегодня ищущая себя, умная, активная и неравнодушная московская молодежь может ежедневно найти для себя открытые лекции, выступления о тонкостях буддизма, истории кроссовок или использовании бумажных пакетов. И все это в привлекательном месте, с приветливыми людьми. Нельзя только попасть на такие лекции о православии. А если попадешь — то там можно встретить очень строгих людей, которые отреагируют на любой более или менее наивный вопрос «шиканием» и критикой. Это такие междусобойчики для своих. А куда деваться неофиту, который пока не нашел для себя нишу в подходящем приходе? Сознательно ли церковь избегает более простых форм общения, или это дело времени и какой-нибудь современный молодежный проект не за горами? Москвичка Татьяна.

— Раз Вы ощущаете подобный дефицит, значит, для Вас он есть. Когда мы с друзьями приходили в церковь и жадно искали подобных встреч в первой половине 90-х гг. прошлого века, их не то, что было мало. Их почти не было. И все же многие нашли ответы на свои вопросы. Потому что очень хотели. Все же сегодня все не так плохо, как Вы говорите. Во многих храмах ведутся такие беседы и никто ни на кого там давно уже не шикает. Есть телеканал Спас, который сегодня входит в второй мультиплекс и доступен почти везде. Есть радио Вера – 100.9 ФМ. Недавно в Москве в Колонном зале состоялся Форум активных мирян «Фавор». Это было очень живо, очень современно и точно мотивировало лучше, чем Тони Роббинс. Не верите? Можете посмотреть вот здесь.

Планируете ли вы в качестве эксперимента пригласить в Парсуну собеседника, неизвестного публике? Человека без званий, регалий, не имеющего странички в Википедии и тд. Смотрю выпуски под карандаш, но иногда мелькает мысль — а что, если в студии будет мой знакомый/сосед/батюшка из храма, куда я хожу и тд. Мне было бы очень интересно посмотреть на людей немного иного круга). Есть ли «дедлайны» окончания процесса по опознанию останков царской семьи последнего российского императора? Банковский служащий Анастасия.

— Спасибо за внимание к программе «Парсуна»! Планирую. Но только я должен быть уверен, что кроме нас с Вами ее еще кто-нибудь посмотрит. Думаю, надо немного подождать. «Дедлайны» зависят от окончания всех проводимых экспертиз – не только генетических, но исторических, криминалистических, антропологических и проч. Кроме того, церковное решение будет приниматься не автоматически после окончания этих экспертиз, но станет результатом завершения дискуссии – видимо, на архиерейском соборе.

Фото: http://s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/859524/wx1080.jpg

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Жизнь Русской Православной Церкви»

Все новости по теме «Жизнь Русской Православной Церкви»




Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»