Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

«Семь слов Спасителя на Кресте» Гайдна прозвучали при свечах для архангельской публики

Церковь и культура6 Апреля 2017

В Архангельских гостиных дворах музыканты камерного оркестра исполнили сочинение Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте». Музыка прозвучала в особенной атмосфере, при свечах.

Руководитель оркестра, дирижер Владимир Онуфриев специально для епархиальной пресс-службы прокомментировал это событие культурной жизни города.

«Это одно из самых гениальных творений Гайдна, оно входит в число сверхсложных сочинений для струнного ансамбля, — сказал маэстро. — Здесь музыкантам каждую секунду приходится решать задачи высшего порядка. Тут сложна каждая нота, и всякий раз исполнение этой музыки —  своего рода ее освоение. Сегодня почти половина состава играла это сочинение впервые. Хотя оркестр в первый раз сыграл "Семь слов" в 2001 году, с тех пор есть определенное движение к большей уверенности и  спокойствию».

Произведение Гайдна состоит из семи сонат в медленном темпе (Adagio), соответствующих семи фразам Иисуса Христа, произнесенным Им на Кресте. Эти сонаты обрамлены скорбным вступлением  и картиной землетрясения — единственной  во всем сочинении быстрой частью.

Собравшаяся в Гостиных дворах публика внимала не только звукам оркестра — музыка дополнялась комментариями, которые произносил Владимир Онуфриев. Дирижер отметил, что считает такую практику правильной: «Хотя очень разные мнения на этот счет существуют. Некоторые считают, мол, нечего портить Гайдна. Но ведь изначально было так и задумано, исполнение имеет свою форму и свою драматургию. Хотя, конечно, мы не знаем, как и что говорил тот самый священник, для которого писал музыку Гайдн. Есть макроформа этого сочинения, и хорошо, что можно подчеркнуть смысл словесным развитием драматургии. Разумеется, здесь есть момент театральности. Сочетание пусть даже несколько театрализованного слова и развития музыки дает ту всеобъемлющую форму, задуманную гениальным Гайдном, выражающую то, о чем невозможно говорить».

Также Владимир Михайлович рассказал, что в советское время произведение Гайдна появлялось на концертной эстраде без словесного обрамления. «В частности, известная пианистка Мария Юдина, верующий человек, играла в великопостные дни клавирную версию этого сочинения. Но, говорят, она делилась со знакомыми и коллегами мыслями о том, что эта музыка должна сопровождаться словами о Христе. Действительно, хорошо обратить внимание людей на смысл этой музыки. Может быть, какой-то сомневающийся человек подумает о чем-то важном: пусть не сердце, но хотя бы разум его проникнется серьезными размышлениями, это уже будет неплохо», — сказал Владимир Онуфриев.

Отметим, что «Семь слов Спасителя» — уникальное произведение и для творчества Гайдна, и для истории музыки. Оно существует в четырех вариантах: трех инструментальных версиях (оркестровой, квартетной и фортепианной) и одной вокальной.

Жанр сочинения имеет как минимум два определения, причем последняя вокальная версия выглядит более традиционно и имеет отношение к оратории, а оригинальная оркестровая в каталоге Э. ван Хобокена обозначена как «Инструментальная музыка на Семь последних слов нашего Спасителя на кресте или Семь сонат со вступлением и землетрясением в конце» (“Instrumentalmusik über die Sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze oder Sieben Sonaten mit einer Einleitung und am Schluß ein Erdbeben”).

Поскольку эта оркестровая «инструментальная музыка» не является ни симфонией, ни серенадой, ни дивертисментом, то надо признать, что жанровых предшественников у этого сочинения нет. Слово «соната» в названии средних частей в данном случае служит синонимом слова «пьеса» и не связано с жанром сонаты. По мнению некоторых экспертов, ближе всего к духу и смыслу этого сочинения было бы обозначение «оркестровые медитации», но оно не использовалось ни самим автором, ни его современниками.

Когда сочинение готовилось к изданию в 1801 году, сам Гайдн так описывал его появление: «Прошло примерно пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в великий пост исполняли ораторию, для вящего воздействия которой стены, окна и колонны в соборе затягивали чёрным, и только одна лампа, висевшая в центре, освещала священный мрак. В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался в кафедры и падал на колени перед алтарем. Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее, – и всякий раз по окончании его речи вступал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача – дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около 10 минут, и при этом не утомить слушателя, – оказалась не из лёгких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем».

В партитуре перед частями по-латински выписаны сами фразы:

Sonata I – Pater, dimitte illis, quianesciunt, quidfaciunt, «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»

Sonata II – Hodie mecum eris in Paradiso, «Сегодня же будете в раю»

Sonata III – Mulier, ecce filius tuus, «Матерь, се сын твой»

Sonata IV – Deus meus, Deus meus, utquid dereliquisti me, «Боже мой, Боже мой, отчего ты меня оставил»

Sonata V – Sitio, «Жажду»

Sonata VI – Consummatum est, «Свершилось»

Sonata VII – In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum, «В руки твои, Господи, предаю дух свой»

Фото предоставила Анна Ширяева, специалист по связям с общественностью Архангельского камерного оркестра. 

Пресс-служба Архангельской епархии

Последние новости по теме: «Церковь и культура»

Все новости по теме «Церковь и культура»




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.