Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

«Явление Христа народу» осмыслили в усадебном доме купчихи Плотниковой в Архангельске

Церковь и культура29 Января 2018

Картину Александра Иванова «Явление Христа Народу» рассмотрели на лекции в усадебном доме Екатерины Плотниковой в Архангельске. Встречу для всех желающих провела Дарья Эрдман, старший научный сотрудник Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (Ин. 1:29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (Мф. 3:1—17).

«Полотно поражает и размерами, и размахом, и эпичностью, — рассказала Дарья Эрдман. — Александр Иванов долгое время искал сюжет, который был бы понятен всем, который касался бы всей истории человечества. Художнику нужна была своя идеальная сверх-картина, которая превосходила бы "Помпею"  Брюллова. И он остановился на Евангелии от Иоанна, избрав действительно всемирный сюжет, переломный момент в истории человечества. Мы живем в мире, для которого принятие христианства стало ключевым событием. В сюжете картины Иванова множество подтекстов и смыслов — на самом деле она глобальная. Создать визуальную форму воплощения этого сюжета — встреча Христа и человечества — чрезвычайно сложно».

По словам лектора, полотно Иванова следует читать как текст на иврите — справа налево: «Перед нами совершенно обособленный Христос, отделенный некоторой пространственной паузой от толпы. Справа спиной ко Христу саддукеи, фарисеи и книжники — мы видим их с совершенно непроработанными характерами, они как бы спрессованы в своем невежестве и духовной косности. Они как бы сползают с линии горизонта вниз как что-то тяжелое. Дальше видим группу людей, которые выстроены как на античных фризах, украшавших фронтоны статуй. Причем фриз с краев ограничивают по две фигуры — с одной стороны группа "дрожащих", как их называют искусствоведы, это мужчина с мальчиком, а с другой стороны слева — мальчик и старик, которые поднимаются из воды. Речь идет о старости и мудрости, о том, что принять Христа можно в любое время своей жизни. И несомненный центр — фигуры обеспеченного и раба. Раба Иванов писал с античной статуи фавна, сатира. Раб с господином смотрят на Иоанна Крестителя, за которым группа апостолов. Иоанн Креститель здесь воплощение образа, взятого у Рафаэля из Мадонны. Шкура, крест как предвестие того, что произойдет, — все это заимствовано у Рафаэля. Голову Иоанна Крестителя Иванов писал с натурщицы женского пола. Христос идет к толпе из природной среды, прописывая которую Иванов использует леонардовское сфумато — вообще, Леонардо для него очень много значил, русский мастер специально ездил в Милан смотреть "Тайную вечерю", потому что в ее героях есть внутренний драматизм, сосредоточенность, все это было очень близко автору "Явления Христа народу"».

Далее, читая картину, можно рассмотреть группу апостолов — Иоанна, благодаря Евангелию которого появился сюжет картины. За ним видно апостола Петра, потом Андрея Первозванного в оливковой накидке. Завершает это движение любви и принятия сомневающийся Нафанаил.

Дарья Эрдман отметила, что за 20 лет работы над «Явлением Христа народу» Александр Иванов создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей: «Это была скрупулезный труд. Человек писал с мыслью, что он создает эпохальную картину в истории человечества. Его этюды — одни из лучших вариантов воплощения пленэрной живописи. Иванов написал полотно, несвойственное эпохе. Он стал первым русским художником, работавшим на пленэре. Работая в предместьях Рима на свежем воздухе под палящим солнцем, русский мастер стал предтечей европейского импрессионизма».

Из Италии «Явление Христа народу» размером 5,4  на 7,5 метра доставили в Петербург на деньги великой княгини Елены Павловны. В Зимнем дворце с картиной ознакомился Александр II. Потом император выкупил полотно и принес его в дар Румянцевскому музею, который в 1925 году расформировали, а работу Иванова передали в Третьяковскую галерею. Там к основному зданию в Лаврушинском переулке пристроили для размещения огромного полотна специальный зал, и в 1932 году полотно заняло то место, где находится поныне.

Дарья Эрдман в своей лекции обратила внимание аудитории на особенности личности Александра Иванова: «Он был аскетом, отказавшимся от мирских радостей и удовольствий, он принципиально не написал ни одной картины на продажу, исключил для себя карьеру портретиста, которая очень хорошо оплачивалась. Целиком и полностью он посвятил себя искусству, которое, с его точки зрения, должно улучшать этот мир».

Александр Иванов — один из представителей итальянской колонии русских художников наряду с Кипренским, Брюлловым, Шедриным, Бруни и Тоном. Туда мастеров отправляли Императорское общество поощрения художеств и академия.

«Что такое эта колония? Это глоток свежего воздуха, совершенно другая интеллектуальная среда. С кем общались в Академии художеств в Петербурге мальчики, происходившие в основном из несостоятельных семей разночинцев? Они имели ограниченный кругозор, в Николаевскую эпоху никто серьезно их воспитанием не занимался. А в Риме в то время уже царил Карл Брюллов, в Риме были все сливки русского общества, бежавшие после подавления восстания декабристов. Иванов прежде чем попасть в Рим, проехал через всю Европу. В Дрездене видел Сикстинскую Мадонну и был абсолютно потрясен, Рафаэль — это один из его художественных идеалов на всю жизнь. В галерее Уффици был поражен, увидев Венеру Медичи. В Риме Иванов бывал среди гостей палаццо Поли княгини Зинаиды Александровны Волконской. Там собирались интеллектуальные сливки общества — и художественные деятели и представители научной мысли. Все это влияло на автора "Явления Христа народу". Эти процессы превратили его в первого художника-философа в русской живописи. В лице Иванова мы вернулись к своим истокам, потому что русское искусство изначально духовно. Русский художник — это подвижник, которому нужно нравственно оправдать свое занятие. Райнер Мария Рильке, усердно изучавший творчество наших живописцев, писал, что русский художник не может заниматься искусством только ради чистой живописной эстетики, его живопись должна менять мир и души людей в лучшую сторону. Александр Иванов в это верил!» — считает Дарья Эрдман. 

Отметим, что в архангельском Ильинском кафедральном соборе «Явление Христа народу» воспроизведено на одной из стен.

Фото: https://ru.wikipedia.org

Пресс-служба Архангельской епархии




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.