Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Духовно-нравственные основы образования: опыт работы в различных регионах России

Всемирный Русский Народный Собор8 Июня 2006

Е.В. Чувакова
Е.Ш. Галимова

Выступление на Соборной встрече «Будущее России: образование и воспитание»

 Начну с примеров из классической литературы. Два мальчика: Серёжа – маленький герой книги Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Том Сойер – знаменитый персонаж Марка Твена – показаны в сходной ситуации. Каждый из мальчиков нашёл жука. Вот стоят они оба с жуками – один на бе-регу Миссисипи, другой – в центре России и думают. Том соображает: «На что бы этого жука можно сменять? Дадут ли за него два стеклянных шари-ка? Или билетик? Или яблоко?» А Серёжа, разглядывая свою находку, раз-мышляет: «Что есть жук? Зачем жук?». Можно увидеть в этих маленьких эпизодах просто проявление разных характеров – деятельного, озорного и со-зерцательного, вдумчивого. А можно ощутить и более глубинные, генетиче-ские пласты религиозно-культурного мироощущения – протестантского и православного, различие менталитетов.
 Но сегодняшних русских русых Серёж стремятся превратить даже не в предприимчивых, но при этом добрых и сострадательных Томов Сойеров, а в презирающих всякую традицию, весь опыт предков амбициозных маргина-лов, лишенных чувства родины, не осознающих своих культурно-национальных и исторических корней. Этот пример можно рассматривать и как иллюстрацию того факта, что никаких так называемых «общечеловече-ских ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности форми-руются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание русского ребенка должно базироваться на национальных ценно-стях и идеалах.
 В связи с этим коснусь еще одного мифа, точнее – заведомой лжи, ко-торую усиленно пытаются закрепить в сознании современного человека, по-вторяя с настойчивостью гипнотизеров, что Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. В действительности ситуация иная: мы живем в стране, где, как и в любом другом государстве мира, есть много раз-ных национальностей и представителей различных конфессий. Понятие «многонациональное государство» – это юридическая формула государст-венного устройства. Таких государств в мире единицы, и существуют они в основном на конфедеративной основе. Согласно нормам международного права, стандартам, принятым ООН, государство считается мононациональ-ным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) на-селения. Россия – одно из самых мононациональных государств в мире. Со-гласно последней переписи, 80% жителей России – русские, при этом абсо-лютное большинство определяет себя принадлежащим к Православию. По-тому по всем международным стандартам Россия – мононациональное и мо-ноконфессиональное государство. Поэтому все школы, все образовательные учреждения нашей России должны быть школами русской культуры. Не школами для русских, а школами русской культуры для всех национально-стей, живущих в России. Однако, к сожалению, далеко не для всех это сего-дня очевидно.
 Выступая перед партактивом «Единой России» 7 февраля 2006 года зам. главы администрации президента Владимир Сурков, в частности, сказал: «развитие европейской цивилизации, частью которой является цивилизация российская, показывает, что люди на протяжении всех наблюдаемых эпох стремились прежде всего к материальному благополучию». Жизнь ради ма-териального благополучия, успеха, то есть, по ёмкой формуле Н.А.Нарочницкой, – «жизнь ради смерти» предлагается русскому человеку, всему нашему обществу, всей стране.
Сегодня только невменяемому человеку неясно: вектор устремленно-сти современной российской власти ведет нацию к уничтожению. Нынешний правящий слой не заинтересован в оздоровлении России и, соответственно, не способен на это.
Вместе с тем все отчетливее общество начинает осознавать, что един-ственный и самый важный способ возрождения нашего Отечества – всех сфер его жизни – это духовное оздоровление, возвращение в нашу жизнь ве-ликого духовного смысла бытия, возвращение к историческим корням, к сво-ей культуре.
В 2002 году тогдашний министр образования России откровенно при-знался: «Современная государственная система образования не способна воспитать духовно-нравственную личность». Нынешний министр, кажется, о необходимости подобного воспитания даже не задумывается.
Ответ на проклятый вопрос «Кто виноват?» сегодня всем известен, нет нужды останавливаться на этом подробно. Важнее, как всегда, попытаться ответить на второй извечный вопрос: «Что делать?». Одним из вариантов та-кого ответа – действенного ответа – могут стать усилия всех объединивших-ся здоровых сил общества по развитию системы духовно-нравственного вос-питания детей и молодежи. Именно системы, а не единичных попыток. И та-кие усилия уже предпринимаются в различных регионах России. Общество призвано формулировать социальный заказ и требовать от властей его ис-полнения.
 В Белгородской области в августе 2005 года состоялся областной фо-рум «Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, бу-дущее». Возглавил работу этого форума-совещания и вел его от начала до конца губернатор Е.С.Савченко, участие в работе форума приняли архиепи-скоп Белгородский и Старооскольский Иоанн, руководитель Управления об-разования, председатель областной думы, ректор Белгородского университе-та и председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев. В докладе начальника Управления образования Станислава Петровича Тимо-феева, в частности, говорилось: «Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, а пото-му изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народ-ной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Вера православная сейчас имеет немалые возможности, чтобы стать силой, кото-рая способна эффективно противостоять духовной коррозии, а по сути без-духовности и распаду». Он отметил, что «на сегодня около 80 % школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, около 100 детских садов выбрали в качестве приоритетного направления деятель-ности духовно-нравственное воспитание, в образовательных учреждениях воспитательная работа с детьми переориентирована на народные основы и ценности, на ценности православной культуры, на ценности классической русской культуры».
 Очень большое внимание уделяют в Белгородской области и военно-патриотическому воспитанию. В районах области создаются Духовно-патриотические центры, в которых работают учителя и священники. Работа-ют 306 школьных музеев. На форуме было принято решение о том, что каж-дая школа с количеством учащихся свыше 200 человек должна иметь свой кадетский класс, каждое образовательное учреждение  – как минимум две разновозрастные футбольные команды; был объявлен конкурс на лучшую постановку оборонно-спортивной работы. Белгородцы проводят различные литературные и музыкальные конкурсы патриотической направленности, ис-пользуют все возможности, чтобы насытить библиотеки, в том числе школь-ные, исторической литературой, приглашают на встречи с юношеством писа-телей со всей страны. Достоин внимания утвержденный управлением образо-вания области и получивший благословение архиепископа Иоанна документ, озаглавленный «Образ выпускника образовательной школы Белгородской области». Вот что должно быть присуще выпускнику: «1. Почитать родите-лей, старших, следовать их добрым наставлениям. 2. Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей. 3. Ничего чужого не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факто-рам социальной среды, вести здоровый образ жизни. 4. Не гордиться и не превозноситься. 5. Уметь быть благодарным. 6. Быть твёрдым в испытаниях и не впадать в отчаяние. 7. Стремиться к познанию Истины. 8. Быть ответст-венным за судьбу Родины, общества, семьи, бережно относиться к историче-скому и духовному наследию России». И т.д. И ни слова – об «успешности», «конкурентноспособности», «амбициозности», «толерантности» и тому по-добных «ценностях», о которых так любят говорить некоторые чиновники системы образования, считая себя очень передовыми и современными.
И Белгородчина – не единственный регион, где совокупными усилиями людей, радеющих за судьбу Отчизны, ведется большая, а намечается еще бо-лее грандиозная работа по духовному воспитанию молодого поколения.
Министерством образования, культуры и спорта Калужской области издан приказ о введении в школьную программу в сетку учебных предметов учебной дисциплины «Основы православной культуры». В Калужской облас-ти подписано соглашение между региональным министерством образования и Калужской епархией. Министерство поручило областному институту по-вышения квалификации работников образования совместно с методическими службами обеспечить обучение педагогических работников Основам право-славной культуры, а также разработать методические пособия.
В Курской области принят целый пакет документов, позволяющих вес-ти такую работу системно: это и Договор о совместной социальной, культур-но-просветительской и педагогической деятельности администрации Кур-ской области и Курского епархиального управления Московского патриарха-та РПЦ, и Договор с таким же названием между администрацией города Кур-ска и епархиальным управлением, и Договор о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской Комитета образования Кур-ской области и Курского епархиального управления, и Договор Курского пе-дагогического университета и епархиального управления, а также Областная целевая программа «Изучение православной культуры в Курской области на 2003 – 2005 годы». В 2003 – 2004 учебном году предмет «Основы православ-ной культуры» изучали в 615 школах Курской области. Особенно порадовало нас то, что при Курском университете создана Лаборатория русской школы. В ее состав входят вузовские и школьные педагоги и священники, а количе-ство штатных работников – 17 (!) человек. Конечно, такими силами можно выполнить те задачи, которые стоят перед лабораторией: разработать кон-цепции, учебные планы и программы, методические рекомендации по изуче-нию православной культуры, по развитию русского национального воспита-ния, духовно-нравственного и патриотического воспитания; создать учебно-методический комплекс, организовывать подготовку педагогов, обобщать и анализировать опыт, проводить научно-практические конференции и многое другое.
Многие областные и районные управления образования различных ре-гионов России заключили договоры с епархиальными отделами образования, а самое главное – в ряде областей (Воронежской, Кемеровской, Ставрополь-ской, Курской и др.) приняты целевые программы духовно-нравственного воспитания, или, иначе – целевые программы «За духовное и нравственное здоровье». Убеждены, что подобная программа, в реализации которой участ-вуют дошкольные, общеобразовательные, средние специальные и высшие образовательные учреждения, а также учреждения культуры и здравоохране-ния, насущно необходима и нам.
Во многих областных городах созданы центры духовно-нравственного воспитания, имеющие различный статус и разные названия, но сходные функции (это Педагогический центр русской культуры в Пскове при ИППК, Центр православной педагогики в Новгороде, Центры духовно-нравственного воспитания и образования в Воронеже и Новокузнецке Кеме-ровской области). Полагаем, что пришло время создать такой центр и в Ар-хангельске – или как кафедру ПГУ (варианты – при АГТУ или ИППК, либо межвузовскую). Делать это необходимо, так как в Архангельской области ощущается острая нехватка специалистов, которые могли бы заниматься раз-работкой системы духовно нравственного просвещения, создавать концеп-ции, программы, учебные пособия и т.д.
Когда приняты и действуют целевые программы, когда есть центры, лаборатории, кафедры, занимающиеся проблемами духовно нравственного воспитания, когда есть подготовленные кадры, появляются и зримые плоды. Так, в Смоленске подготовили и издали учебники «Святыни Смоленской земли», рекомендованные областным департаментом образования для обще-образовательных школ, в Ярославской области по решению научно-методического совета областного департамента образования вышло учебное пособие «Православие и русская культура». В Новосибирске издан учебник протоиерея Бориса Пивоварова «Православная культура России», также ре-комендованный местным департаментом для общеобразовательных школ и гимназий. Кстати, в 2005 году православная гимназия Новосибирска, где ап-робировалась эта программа, стала лауреатом конкурса «Лучшая школа Рос-сии».
Можно упомянуть и создание военно-патриотических центров для мо-лодежи (таких, как «Православные витязи» в Рязанской области и др.).
На сегодняшнем этапе нам представляется разумным принять област-ной закон и положение о национальных школах (или школах с этнокультур-ным компонентом), как это сделала Московская дума, хотя, с позиций здра-вого смысла, национальными по своему духу и по своей сути должно быть всё наше образование. Но, к сожалению, нынешняя реальность такова, что приходится думать о необходимости закона, разрешающего традиционное духовно-нравственное национальное образование и воспитание в школах.
Несомненно, сегодня во многих городах и весях России обществен-ность осознала, что настало время возрождать отечественные культурно-исторические традиции, возрождать Русскую Школу, повышать в общест-венном сознании ценность семьи, утверждать непоколебимые нравственные основы во всех сферах жизни. Приходит понимание того, что нравственная личность, гражданин и труженик воспитывается лишь в той среде, где не прервана традиция, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предыдущего. И нам, жителям Архангельской области, нужно воспользоваться накопленным в других регионах опытом, применять и развивать его.




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.