Прихожане архангельского храма погрузились в молитву и тишину на Пинежье

Вести монастырей и приходов28 Июня 2019

Семьи прихожан архангельского Свято-Троицкого храма прожили пять дней в Артемиево-Веркольском монастыре на Пинежье. Паломники приезжают на родину святого каждое лето уже более 20 лет.

«День начинался с Литургии, затем все шли на послушания. Девочки мыли полы в игуменском корпусе и в трапезной. Мальчики складывали дрова, собирали сено, — рассказала одна из участниц поездки Наталья Лялюшкина. — За трапезой читали новую книгу о чудесах, свершившихся по молитвам к святому отроку Артемию, которую недавно выпустил монастырь. Вечером собирались на молебен святому».

Побывали паломники и в музее Федора Абрамова в деревне Верколе. «Была интерактивная программа по небольшим произведениям Федора Абрамова, — продолжила Наталья Лялюшкина. — Нам показали театрализованную сценку. Ребята посмотрели диафильм по рассказу "Степка", для некоторых слово "диафильм" стало новым. Также все поучаствовали в хороводе на улице». 

По словам Натальи Лялюшкиной, каждая поездка к святыням Пинежья проходит особенно: «Здесь другой мир — молитвы и тишины».


История Веркольского монастыря

Артемиево-Веркольский мужской монастырь получил название от лежащей в двух верстах от обители деревни Верколы, где в 1532 году родился святой праведный отрок Артемий (+1545) и где в приходском Никольском храме первоначально, с 1577 года, почивали его, обретенные нетленными, мощи.

В 1610 году мощи святого Артемия по указу Новгородского митрополита Макария были освидетельствованы, а 17 ноября 1649 года торжественно перенесены из приходской Никольской церкви селения Веркола в монашескую обитель, основать которую дозволил царь Алексей Михайлович.

В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен был закрыться. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве — Агния) приняла постриг и выделила значительную сумму вклада на поминовение души во многие монастыри, в числе которых оказался и Веркольский. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжил существование.

Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859–1861гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861–1885 гг.) и Виталии (1888–1900 гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.

Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский ежегодно во время своих поездок на родину в Суру останавливался в известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный величественный Успенский собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Русского Севера.

 

Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.

Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.

После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла, унеся с собой святыни обители. Мощи праведного отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались для хозяйственных нужд новой власти.

В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 года).

В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы Церкви, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления праведного отрока Артемия.

25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

Фото предоставила Наталья Лялюшкина.

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Судьба династии северных священников: Письмо в редакцию
10 Дек 2019

Судьба династии северных священников: Письмо в редакцию


Жительница Вологды написала в редакцию газеты «Няръяна вындер», как раскрывала историю своего рода. Мы взяли текст себе. Читайте о судьбах священников, живших в Заполярье в царское, революционное и советское время.

Игумен Феодосий (Нестеров) о сектантах, «русском мире» и жажде истины
27 Ноя 2019

Игумен Феодосий (Нестеров) о сектантах, «русском мире» и жажде истины


В Архангельске активно распространяется газета религиозной организации адвентистов седьмого дня «Сокрытое Сокровище». В качестве бесплатного издания она появилась в аптеках города, на стеллажах буккросинга.  Не так давно в интернете появилась информация о миссионерской деятельности адвентистов среди детей и родителей в Областной научной библиотеке под видом познавательной игры «Аллея науки».

Что такое «национальная идея»?
14 Ноя 2019

Что такое «национальная идея»?


«Это четко и ясно сформулированная и аргументировано развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории», - считает протоирей Евгений Соколов.

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века
14 Ноя 2019

Вселенная Homo Deus. Человек-Бог — наднациональная идея XXI века


Наша беда в том, что думаем, как спасти Россию и мир, ничего при этом не изменив в себе, в то время как Господь предлагает нам принципиально иной путь.