Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

НАРКОМАНИЯ: НЕДУГ ТЕЛА ИЛИ ПОРОК ДУХА?

Слова, обращения, приветствия2 Декабря 2005

Доклад епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, на конференции «Национальная сфера ответственности: «Власть, Церковь, бизнес, общество - против наркомании», проходившей в конце ноября 2005 года в Москве.

Сейчас нашему многострадальному Отечеству все чаще приходится противостоять новому греху, который все более явно и зловеще обнаруживает свои истинные очертания. Наркомания, еще недавно казавшаяся нам исключительно западным пороком, в наши дни взимает все более обильную жатву со своей смертоносной нивы, частью которой становится и русская земля. Нашему народу, обессиленному игом безбожия, борьбой за спасение себя и других, теперь предлагается новое растление, исполненное по последнему слову современной техники. Наркотики предлагаются во всем их разнообразии, от тяжелых до легких, причем последние нередко представляются современным либеральным сознанием в качестве вполне безобидного средства для снятия стресса, не более вредного, чем спиртное. В известном смысле, они стали почти естественной частью современной массовой культуры, многие произведения которой были созданы с помощью наркотиков, якобы высвобождающих творческую энергию человека. Особая опасность наркомании состоит в том, что ни наше общество, ни Церковь не были готовы к этому новому соблазну, исторически не имевшему распространения в России.

Попытка обрести таковую готовность и достойно встретить эту новую угрозу неизбежно приводит в осмыслению духовной сути наркозависимости, ее скрытого, а подчас и явного религиозно разрушительного содержания. Примеры использования наркотиков в разного рода оккультных практиках достаточно известны, и я не буду на них останавливаться. Хотелось бы сказать о религиозном содержании обычной, не связанной с оккультизмом, наркозависимости.

В определенном смысле, наркозависимость являет для человека религиозную опасность, сходную по своему действию с той, которой подвергается человек, попавший в тоталитарную секту. И в том и в другом случае мы имеем дело с разрушением личности, уничтожением Богозданной самобытности, неповторимости человеческого существа, с планомерным превращением его в часть безликой и духовно опустошенной массы, утратившей главный дар Бога человеку - дар свободы, способности к самостоятельному личностному выбору. Уничтожается личность, то, что Богоподобно в человеке, то, что отличает его от всего творения. И в том и другом случае мы имеем дело с весьма сходными жизненными ситуациями, когда человек утрачивает свою среду бытия: родственников, друзей, соработников, вся полнота социального общения человека приносится в жертву ненасытному Молоху греховной страсти, отторгающей человека от Бога и ближних.

Опыт борьбы с этим недугом свидетельствует, что чаще всего человеку невозможно самостоятельно справиться с наркозависимостью, ибо сила греховного влечения, помноженная на физиологическое привыкание, почти непреодолима для человека. Только Бог может помочь человеку в этом, и только в Церкви Христовой может погибающий найти спасительную для себя среду, в которой восстанавливаются не только его утраченные социальные связи, но самое главное — происходит исцеление, возрождение к жизни его человеческой личности, образа Божия. Православное христианство утверждает для каждого из нас долг беречь и созидать свою неповторимую, Богозданную личностную природу. Воссоздать же утрачиваемую в наркотиках личностную природу человек способен только в общении с Богом, Который также есть личность и каждый из нас создан личностью по Его образу и подобию. Церковь же Христова дает каждому человеку не только таинства для его религиозного исцеления чрез общение с Богом, она дает ему необходимую среду бытия, ближних, вселяет в исцеляющий мир православной общины, приходской или монашеской, в которой человек находит братии и сестер во Христе, помогающих ему вернуться к Богу и самому себе.

В этой связи я хотел бы обратить особое внимание на то незаменимое социальное служение, которое призвана исполнить Церковь, и в исполнении которого она может надеяться на помощь и понимание государства и общества. Благим примером такого служения может послужить опыт социальной реабилитации, которая уже в течение нескольких лет с успехом проводится в Антониево-Сийском и Артемие-Веркольском монастырях Архангельской епархии. Мы видим, как опустившиеся, потерявшие себя люди возвращаются к жизни в общении с Богом и монастырской братией. Такое сотрудничество должно стать повседневной и повсеместной нормой, ибо наркозависимость нельзя преодолеть только запретительными мерами, они могут лишь сдержать недуг, но не исцелить от него. Призывом к такому сотрудничеству, к быстрейшему осознанию всеми и повсюду того, что социальное зло преодолимо только духовными средствами, я и хотел бы завершить свое выступление перед вами.




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.