Участники научно-практического семинара «Религиозно-этническое пространство Европейского Севера»: «Основа народного единства России - Православная духовность»
"Единственным национальным проектом России должен быть проект возрождения духовности и нравственности". К такому выводу пришли участники межрегионального научно-практического семинара "Религиозно-этническое пространство Европейского Севера: История и современность", состоявшегося в Архангельске накануне Дня народного единства.
Напомним, что семинар был организован Поморским госуниверситетом, Архангельской и Холмогорской епархией РПЦ, Советом национальностей Архангельской области. В работе семинара приняли участие епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, и.о. ректора ПГУ И.Р. Луговская, представитель Минрегионразвития РФ А.Н. Колабанов, профессор ПГУ Д.А. Несанелис, профессор ПГУ Н. М. Теребихин, профессор Вологодского госпедуниверситета Александр Камкин, доцент ПГУ С. О, Шаляпин, Доцент ПГУ Т. А, Соловьева, профессор Сыктывкарского госуниверситета В. А.Семенов, государственные, общественные и церковные деятели, представители органов власти и управления, руководители региональных национально-культурных объединений Москвы, Коми республики, Архангельской и Вологодской областей, Ненецкого автономного округа. Доклады и выступления, прозвучавшие на семинаре, явственно обозначили проблему: современное общество остро нуждается в определении приоритетов своего развития. Что реально можно противопоставить нарастающей социальной, нравственной разобщенности и глобализации? Как избежать конфликтов на религиозно-этнической почве? Что объединяет всех нас, живущих на европейском Севере России? По данной проблематике на семинаре прозвучали авторитетные, аргументированные мнения ученых, духовных и общественных деятелей.
"Прообразом религиозного этнического пространства коренных и старожильческих народов Севера являлся образ Собора. Соборность пронизывала и прообразовывала все аспекты северного измерения, начиная от социального устроения северно-русского земства, до многогласной симфонии многонациональных миров", - именно в таком ключе, по мнению профессора Н. М. Теребихина, могут быть решены и современные религиозно-этнические проблемы. Данная точка зрения была высказана в докладе "Религиозно-этническое пространство Европейского Севера как Собор религий и культур" .
Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон в своем докладе
"Традиционная и современная духовная и национальная жизнь на Русском Севере"
коснулся конкретных проявлений традиций соборности в современной жизни: "Духовная и светская власть нашего региона пытаются находить пути конструктивного сотрудничества, призванного к совместным трудам на благо людей и Отечества. Однако путь этот далеко не так прост и легок, как может показаться со стороны. Остаются достаточно масштабные проблемы, которые могут быть решены только при условии «симфонии властей». Пока такое состояние представляется все же скорее чаемым идеалом. Одним из важнейших духовно объединяющих начинаний является строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора в Архангельске. Некогда богато украшенный зданиями прекрасных церквей, наш город ныне пребывает без главного храма, который, безусловно, может стать духовной, архитектурной и общественной доминантой Архангельска, «лицом» столицы Русского Севера".
В своем докладе Владыка Тихон представил масштабный концептуальный взгляд на традиционную и современную религиозно-этническую жизнь европейского Севера, которая формировалась под влиянием православного христианства, начиная со средних веков. "Особенно хочется подчеркнуть, что православное христианство утверждалось на Севре преимущественно мирным путем. Учители православия, апостолы северных народов шли к новокрещаемым не «с огнем и мечом», как, например тевтонские рыцари шли к пруссам, но с кротостью, любовью и смирением"
Епископ Тихон выразил свою обеспокоенность усилением глобализации, которая, "сопровождается культурной унификацией, внедрением усредненных международных стандартов в архитектуре, одежде, стереотипах поведения, кулинарии. Негласным символом унификации считается Мак – Доналдс. Наверное, он имеет право на существование. И все-таки такие символы отнюдь не вызывают внутреннего душевного подъема. По воле Божьей все люди обладают неповторимой индивидуальностью. Согласно идеям православной антропологии, которые наиболее активно развивал Лев Платонович Карсавин, народы – это как бы личности высшего порядка. Современный богослов, архимандрит Иоанн Экономцев справедливо подчеркивает, что «этнос приобретает черты, свойственные отдельной человеческой личности и, прежде всего, неповторимость, уникальность».
По словам епископа Тихона, глобализация, стирающая различия и границы между народами и культурами, уничтожающая личностное начало бытия, представляет стратегическую опасность самим духовным основаниям существования человечества. Вот почему чаемой и желаемой представляется сохранение национальных культурных традиций.
Кандидат экономических наук Алексей Баринов в докладе "Православие, национальная идея и развитие современной экономики" (доклад был представлен заочно, т. к. А. В. Баринов не мог лично принять участие в семинаре - ред.) видит прямую зависимость стратегического развития экономики России от православного, нравственного мировоззрения: " Ведь православие - это не только соборная молитва, таинства и соблюдение постов. Это еще и определенный образ жизни. Ведь мы знаем, что «вера без дел мертва».
...Итак, православный образ жизни - это честное, добросовестное отношение к своей работе, к выполняемому делу. Поясню свою мысль примером из производства. Я профессиональный нефтяник, поэтому и пример будет из этой области. Казалось бы, технология добычи нефти - это просто точная последовательность определенных операций. Но это не совсем так. Почти любое месторождение можно разрабатывать по-разному. Можно за несколько лет «снять сливки», добыть легкую нефть, получить сверхдоходы, но само месторождение загубить. То есть извлечь, допустим, не возможные 50 миллионов тонн, а только 10. Зато быстро, а дальше хоть трава не расти. Можно идти другим путем. Работать методично, планомерно. Ближайшие доходы будут ниже, зато все остальные показатели - технические, экологические и социальные - будут выше. Разница в подходах очевидна. Верующий человек, понимающий свою высокую ответственность, никогда не пойдет по пути быстрой наживы любыми средствами. Православный христианин всегда помнит и о своей ответственности перед семьей и своими близкими..."
Размышляя над современными проблемами общественного развития. А. Баринов таким видит их решение: "Выход из этого тупика возможен только при формировании полноценного мировоззрения и образа жизни, основанного на непреходящих христианских ценностях".
Проблемы преподавания предмета Основ православной культуры стали темой доклада "Учебно-образовательная программа "Истоки" как основа воспитания Православной культуры" профессора Вологодского государственного педуниверситета Александра Камкина . "Как соединить разговор об одной культуре, об одной религиозной культурной традиции с универсальными культурными ценностями? Как соединить национальную культуру с ценностями других национальных культур? ...Если мы детям предложим какие-то абстрактные ценности, то они сердце не греют... Ребенку национальные ценности будут теплы, понятны и приняты сердцем, если они будут преподаны сначала в своей национально-религиозной "упаковке", в своей этнической традиции....Методолгическая позиция в нашей программе "Истоки": сначала мы знакомимся со своей культурой, но не для того, чтобы сделать детей закрытыми в этой культуре, а наоборот, чтобы они шли к другим культурам, зная, кто они, а не просто как потребители другой культуры - с открытым ртом или как чистый лист бумаги."
А. Камкин затронул в своем выступлении проблему образовательного стандарта. Государство предъявило новые требования к формату нового образовательного стандарта, и в связи с этим предлагается отказаться от регионального компонента, позволяющего на местном уровне факультативно преподавать Основы православной культуры. Выход из сложившейся ситуации профессор Камкин видит в создании новой образовательной области, которая условно может именоваться "ДНК"- духовно-нравственная культура. Говоря о необходимости преподавания подобных дисциплин А.Камкин подчеркнул: " Это не уроки заучивания. Это уроки - размышления, это предмет, на котором постепенно, бережно, без насилия начинается формироваться ценностная панорама ребенка. ..... И тогда, может быть, мы через систему образования внесем свой вклад в ту проблему, о которой сейчас идет речь".
Протоиерей Евгений Соколов , настоятель храма св. Иоанна Кронштадтского в ПГУ, выступая во время "круглого стола", подводя итог прозвучавшим выступлениям, высказал точку зрения, с которой согласились участники форума: "Единственным национальным проектом России должен быть проект возрождения духовности и нравственности". Священник призвал представителей властных структур, участников семинара, стать по-настоящему крепкой "церковной оградой", помогая Церкви духовно-нравственно возрождать общество не только на словах, но и на деле. "Нельзя спокойно сидеть на корабле в уютной кабине, когда корабль тонет", - подчеркнул о. Евгений Соколов.
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости по теме: «Межконфессиональные отношения»
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.