Человечность — на передний план. Архангельской публике представили спектакль-миссию о счастье быть родителями

Церковь и культура16 Ноября 2021

Спектакль «Запретный плод» посмотрели 15 ноября в Архангельском театре драмы им. М.В. Ломоносова сотни северян.

Сценическую версию пьесы Игоря Афанасьева «Человечки», которая получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, представили артистка МХАТа им. Горького Елена Коробейникова и артист театра Луны Захар Ронжин. Они вместе с продюсером спектакля Яной Стародуб-Афанасьевой поделились с пресс-службой Архангельской епархии собственным видением художественного детища.

В первом акте действие происходит в утробе матери — на сцене брат и сестра, они готовятся к выходу в мир людей, слышат окружающий мир и переживают то, что переживают их родители.

«Герои наши позволяют нам как бы заново пережить очень многое: человек впервые видит сестру, впервые видит руки свои, первый раз ощущает и различает чувства и эмоции. Этим спектакль и наши роли "вкусны" — есть, что поиграть, есть, с чем поработать. Нужно сохранить искренность существования, — отметил Захар Ронжин. — И положиться за эти два часа, пока мы на сцене вдвоем, не на кого, кроме партнера, спрятаться не за кого, не за кого зацепиться. Крайне важно, чтобы партнер был сильным, честным и искренним, и я не устану благодарить Леночку за то, что она постоянно терпит меня, охламона рыжего! Леночка, мой ангелочек, огромное ей спасибо. У нас всё совпало как надо, и сквозь небольшие тернии мы рвемся к звездам изо всех сил. И делаем это только через честность, искренность, самоотдачу, труд, работу».

Актерам в этом спектакле нужно сделать всё, чтобы сохранить чистоту и непосредственность, продолжила беседу Елена Коробейникова: «Мы ведь показываем детей, которые только зарождаются, они еще не понимают, что такое обидеть, но уже вроде бы обижаются, у них есть инстинкты, но они не понимают, как это происходит, они и плачут, и целуются, и обнимаются, они учатся этому, и сами себе пытаются объяснить, каково это: быть человеком. Поэтому нам с Захаром нужно сохранить удивление, волшебство, радость познания, чтобы зритель тоже заново раскрывал самого себя».

Во втором действии зрители знакомятся уже с родителями этих малышей и пытаются понять, что привело их к страшному слову «аборт». На сцене ругаются мужчина и женщина. «Они друг друга все время оскорбляют, но при этом жива их любовь, — продолжила Елена. — Это не просто ненавидящие друг друга люди. Они ругаются, но при этом они любят, им больно, им сложно. Вместе с нами в это время на сцене два шарика, которые играют девочку и мальчика, пока мы играем их родителей».

Два человека держат внимание зала два часа, при этом публика то плачет, то смеется. Секрет успеха — в искренности и честности, считают артисты.

«Любой спектакль — это маленькая победа, маленькое удовлетворение, маленькая жизнь, — поделился Захар. — Каждый вечер, выходя на сцену, ты проживаешь новую жизнь, и если ты по-настоящему, по-честному делаешь свою работу — ты азартен, увлечен, до мозга костей погружен в материал и в процесс. И всё это честно проживая, потом уходишь со сцены — "ффух!" — и тебе надо выдохнуть, потому что накал, ком, который ты за время спектакля накатал, этот апогей, которого ты достиг, играя эту роль, он не проходит еще минут десять. Надо походить, выдохнуть, покачаться, попить водички. А перед каждым выходом надо вскочить в роль, для этого проделать над собой усилие. В этом и сложность нашей актерской, лицедейской профессии».

«А для меня работа в этом спектакле — сродни исповеди, чрезвычайно много эмоций и чувств приходится подключать», — поделилась Елена.

Постановку оценили в Благовещенске, Хабаровске, Туле, Ростове-на-Дону, Оренбурге, Рыбинске, Брянске, Норильске, Красноярке, Мурманске и в Новом Уренгое. Показы в Архангельске и Северодвинске завершают проект «Запретный плод. Север», поддержанный фондом «Соработничество», рассказала продюсер Яна Стародуб-Афанасьева. Она, наблюдая за реакцией публики в разных городах, поняла, что спектакль меняет души: «Мы никого не насилуем, не заставляем, никакого морализаторства, мы не учим, как надо делать, и как не надо. Ни в коем случае! Мы рассказываем историю, которая рождает эмоцию. Я думаю, после нее ни одна девушка, ни одна женщина не решится на аборт, и ни один мужчина не позволит своей женщине сделать аборт. Потому, что они увидели и представили на месте этих малышей в утробе своих деток, они уже не относятся к своим будущим детям так, как принято у многих говорить, как к сгустку слизи. Они вдруг понимают, что это их продолжение, которое уже чувствует, слышит, осознает и понимает. Это качественно иное отношение к теме. В одном из сюжетов, посвященных спектаклю, на телеканале "Спас" прозвучала фраза: "Количество спасенных жизней прямо пропорционально количеству людей, которые посмотрят этот спектакль". Это нужно нести в люди, пусть спектакль посмотрят как можно больше подростков и детей, молодых семей».

Месяц назад спектакль удостоен уже третьего гранта, на этот раз — Президентского фонда культурных инициатив. Он позволит показать постановку в 12 городах от Южно-Сахалинска до Калининграда.

Где бы ни давали этот спектакль, публика реагирует примерно одинаково, считает Захар Ронжин: «У всех человеческие чувства примерно одинаковые, и всех одинаково трогают непростые вещи. К счастью, искренность в людях еще сохраняется, несмотря на ужасное время, в которое мир Вавилона заставляет нас делать не то, что нужно, бегать, пытаться заработать, прокормиться, забывая о самых важных внутренних душевных вещах. Куда мы можем достучаться, куда можем приехать, изо всех сил туда и едем. Спасибо нашим организаторам, которые получают гранты и организовывают спектакли по всей России, спасибо людям, которые откликаются и дают гранты на такие проекты, обладающие большой смысловой нагрузкой».

И Захар, и Елена, и Яна воспринимают спектакль, как высокое служение. «Нам есть, что сказать этой работой, — продолжает Захар. — Если хотя бы один человек что-то поймет, это уже наша победа. Понятно, что до всех мы не достучимся, ибо человек выходит за дверь, и забрало этого мира опускается, чудо заканчивается за дверьми театра. Тем не менее, многие зрители выходят из зала с озарением. Это особенно важно в наше время, когда все ершатся, находятся в какой-то вечной оппозиции, да еще и пандемия отодвинула людей друг от друга. Радует, что люди слышат, и есть еще во всех нас человечность, которую наша постановка помогает вывести на передний план, а не загнать в пятки».

После спектакля Яна Стародуб-Афанасьева поблагодарила Архангельскую епархию и лично митрополита Корнилия за оказанную помощь и вручила благодарственное письмо от фонда «Соработничество».

Актеров и зрителей от имени главы митрополии поблагодарил председатель епархиальной комиссии по вопросам материнства и детства священник Александр Григорьев.

Отметим, что при содействии главы регионального общества православных врачей Евгении Щукиной в культурном событии поучаствовали более 300 студентов Северного государственного медицинского университета.

«Они сами захотели сюда прийти, никому не надо было ничего навязывать, — отметила Евгения Георгиевна, доцент СГМУ. — Огромное спасибо за этот подарок, который сделала нам епархия. Тема очень глубокая, необыкновенно важная, подана трепетно, очень душевно, искренне, откровенно, спасибо огромное Игорю Афанасьеву, который придумал это действо и воплотил его. Я не ожидала, что столь болезненную тему можно так красиво подать. Думаю, что молодые ребята благодаря спектаклю задумались о том, как важно с трепетом относиться к близким, любить и беречь друг друга».

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Вера без дел мертва
20 Янв 2022

Вера без дел мертва


Беседа главного редактора журнала «Литературные знакомства» Лолы Звонарёвой с митрополитом Архангельским и Холмогорский Корнилием.

Меньше кричать и больше молиться
12 Янв 2022

Меньше кричать и больше молиться


Размышления священника Петра Кузнецова о том, как сохранять мирный дух в наше время.

Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы
23 Дек 2021

Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы


О пандемии, вакцинации и прочем.

Александр Флоренский:  Отец Павел не хотел уезжать из своей страны, что бы в ней ни происходило
3 Дек 2021

Александр Флоренский: Отец Павел не хотел уезжать из своей страны, что бы в ней ни происходило


Об отце Павле Флоренском, репрессиях и преследованиях советской эпохи, о «человечной» святости и семейной памяти корреспондент «Вестника митрополии» Екатерина Суворова беседует с Александром Флоренским — российским художником, графиком, иллюстратором, внучатым племянником священника Павла Флоренского.