О возникновении ислама архангельским студентам рассказал доктор философии Александр Дворкин
О наиболее сложных вопросах одной из древнейших религий - ислама рассказал архангельским студентам эксперт по деструктивным культам и сектам, доктор философии Александр Дворкин.
Лектор напомнил, что существует три источника, из которые сообщают о возникновении ислама: жизнеописание Мухаммеда, написанное Ибн Хишамом, хадисы - истории о жизни основателя ислама - Мухаммеда и Коран. «Мухаммед умер в 632 году, биография, созданная Ибн Хишамом, написана после 810 года, через 180 лет после смерти Мухаммеда. Для сравнения, представьте себе, что первая французская биография Наполеона была бы написана примерно 10 лет назад. Все хадисы стали появляться после биографии Ибн Хишама, и чем дальше от смерти Мухаммеда, тем больше подробностей о его биографии всплывало. Относительно Корана - традиционно считается, что Мухаммед был неграмотным, и Коран был записан его последователями сразу после его смерти. У нас нет никаких доказательств не за ни против этой версии, потому что ранних рукописей книги нет. Самым ранним считается Йеменский Коран, написанный вероятно в конце VII - начале VIII века, точно датировать его невозможно, т.к. мусульмане не позволяют текстологических исследований», - пояснил профессор.
Александр Дворкин также рассказал общепринятую версию возникновения ислама, и о противоречиях , которые возникают между ней и кораническими текстами. Например, факт неграмотности Мухаммеда: «Интересно то, что опровержения неграмотности Мухаммеда находятся в коранических текстах. Во-первых, в образах, когда говорится о конце времен: «В тот день, когда мы скрутим небо, как писец свивает написанный им свиток». Такой образ вряд ли возникнет в уме неграмотного человека, потому что только тот, кто знает процесс писания, понимает, как это происходит. Есть еще и такие стихи, которые обличают людей, которые не верят Мухаммеду: «Они говорят, это сказки о прежних людях, он (Мухаммед) пишет их для себя, а они читаются ему по утрам и вечерам». Из этого отрывка напрямую следует, что Мухаммед вероятнее всего был грамотным человеком. Кроме того, он был вначале приказчиком, а потом владельцем многих караванов и уметь читать и писать ему было крайне необходимо».
В конце выступления лектор отметил, что до недавнего времени «критического чтения» Корана не проводилось вообще, все воспринимали за данность то, что говорится в арабских источниках: «В изучении ислама не все так просто, и внимательный исторический взгляд на эту религию может открыть много новых, интересных подробностей».
Фото: www.narfu.ru
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости по теме: «Церковь и общество»
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.