Доклад Смирнова Владимира Алексеевича прохожанина Свято-Троицкой церкви г. Архангельска: «Мученический венец протоиерея Николая Родимова»

VII Иоанновские образовательные чтения29 Ноября 2005

На берегу Северной Двины, на месте располагавшейся здесь когда-то деревни Кузнечихи (ныне ул. Комсомольская), стоит старейший в Архангельске Свято-Троицкий храм.

История Свято-Троицкого храма связана с первой в России морской крепостью.

12 июня 1701 года в устье Северной Двины на острове Бревенник состоялась закладка Новодвинской крепости. В 1702 году по указу Петра-I для усиления гарнизона крепости два полка, стрелецкий и гайдуцкий, были переведены из Холмогор на остров Бревенник. Там же, силами личного состава полков были возведены две деревянные церкви - Троицкая и Богоявленская.

Незадолго до окончания Северной войны, в 1716 году, бóльшая часть гарнизона крепости, а также стрелецкий и гайдуцкий полки, были переведены на правый берег реки Кузнечихи в район бывшей здесь деревни Кузнечихи. Сюда же были перевезены Троицкая и Богоявленская церкви. На новом месте они были освящены 4 июля 1717 года.

Со временем обе церкви обветшали и на общем собрании "полковые штаб и обер-офицеры со унтер-офицеры и рядовыми солдаты решили воздвигнуть каменную церковь" и, собрав необходимые средства и материалы.

20 июня 1745 года "испросили благословенную грамоту" у архиепископа Варсонофия на строительство нового храма. Немногим более чем за два года была закончена постройка каменного храма и был освящен придел Архистратига Михаила, а 15 октября - главный престол первого этажа – в честь праздника Богоявления. Верхняя Троицкая церковь и располагающийся там придел Иоанна Предтечи были освящена много позже в 1764 году. Таким образом новый каменный храм, как наследник двух деревянных храмов Троицкого и Богоявленского, представлял из себя как бы два храма под одной общей крышей - зимний, теплый на 1 этаже, и летний, верхний. По названию главного престола верхнего этажа весь храм стал именоваться церковью Живоначальной Троицы или Троицко-Кузнечевской церковью, по месту расположения храма. До 1810 года церковь находилась в ведении батальонного командира, затем перешла в епархиальное ведомство, но прихожанами ее по-прежнему, вплоть до 1863 г., оставались военные, в т.ч., полубатальон военных кантонистов.На протяжении многих лет в храме свято хранились воинские реликвии - четыре полковых знамени петровского времени (одно из которых – знамя Холмогорского стрелецкого полка – хранится в Архангельском краеведческом музее), царский вклад - два покрова, один воздух и пелена, а также многие предметы церковного обихода. В этом храме проходили различные церемонии войск Архангельского гарнизона. В числе жертвователей на строительство Троицкого храма значились представители известных русских фамилий: Ромодановский В.Г., Прозоровский П.С., Милославский И.Б., Хованский П.И. Последний, согласно завещания, был похоронен у стен храма.

В 1761 году, 6 июня, также силами и средствами военных была заложена 3-х-ярусная колокольня, соединенная с основным зданием храма.

Богослужения в Свято-Троицком храме велись без малого два века. Когда состоялось последнее богослужение достоверно не установлено, однако известно, что по постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года Троицко-Кузнечевская церковь г. Архангельска должна была быть переоборудована под общежитие "и другие общественно-культурные нужды". Также известно, что в 1936 году в помещении храма размещалась школа шоферов и общежитие рабочих трикотажной фабрики, позднее мыловаренный завод и обувная фабрика, а с 1952 г. здание храма было передано для реконструкции под камнерезный завод.

В годы правления Хрущева, решением обкома партии, "как занимающее ответственный участок набережной, ради лишения культового вида" здание церкви было лишено главки, осветительного барабана, а колокольня - верхнего яруса.Последние 30 лет перед закрытием храма настоятелем был протоиерей Николай Данилович РОДИМОВ (1856-1938).Он родился в семье священника Даниила Матвеевича Родимова, в которой кроме него было еще девять детей - пять братьев и четыре сестры.

Два брата, Аркадий и Иоанн, также были священниками и также как их старший брат Николай Данилович приняли мученический венец за веру, будучи расстрелянными большевиками в кровавом 37-м году.Первым же мучеником за веру в семье Родимовых стал 24-летний сын Иоанна Родимова – Тимофей, который еще в 1918 году был замучен новой властью за свои религиозные и гражданские убеждения в г. Шенкурске на праздник Воздвижения Креста Господня.Последним из семьи Родимовым был расстрелян старший брат – Николай Данилович - 10 января 1938 года.

Николай Данилович Родимов родился 9 марта 1856 года, в день памяти 40 мучеников Севастийских. На третий день был крещен своим отцом - священником Тихвинской церкви Биричевского прихода Онежского уезда.

Получив начальное духовное образование, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную семинарию, которую успешно окончил 15 июня 1879 года. После окончания семинарии был назначен надзирателем Архангельского Духовного училища. Вскоре Николай Данилович женился на дочери майора пограничной службы Глафире Михайловне.

6 мая 1880 года Епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Соборовым) был рукоположен во иерея. Рукоположение Николая Родимова состоялось в день памяти Иова Многострадального.Начал свое пастырское служение молодой священник в Пуйском приходе Шенкурского уезда, который тогда был известен своим запустением. Прибыв на приход, отец Николай занялся благоустройством церковной территории, обновил убранство церкви.Молодой настоятель сочетал пастырское служение с преподаванием Зако- на Божия в церковно-приходской школе. Постепенно приход ожил. За исправное ведение церковной отчетности, заботливость, усердное и деятельное отношение к украшению приходской церкви иерей Николай получил архипастырскую благодарность и денежную награду, а в 1884 году был награжден набедренником.В 1889 году Родимовы переезжают в г. Шенкурск, так как глава семейства был перемещен для дальнейшего исполнения пастырских обязанностей в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь. В семье подрастали дочери Нина, Мария, младенец Алексей. Отец Николай преподает Закон Божий в городской церковно-приходской школе и уездном училище. Трудится в ревизионном комитете Духовного училища и в Благочинническом совете уездного училищного отделения. Усердное исполнение законоучительской должности в Шенкурской церковно-приходской школе отмечено благодарностью Епархиального училищного совета.

В 1893 году отца Николая избирают депутатом съезда духовенства Шен- курского округа, а годом позже назначают следователем и членом Благочин- нического совета 1-го Шенкурского округа. В августе 1896 года Николай Родимов возвратился в Архангельскую Духовную семинарию в новом качестве, став ее духовником.

Переехав в Архангельск, он вновь трудится преподавателем Закона Божьего, но уже в образцовой школе при семинарии. Вскоре пастыря утверждают членом правления Архангельского Духовного училища.В апреле 1898 года отец Николай Родимов обратился с прошением о переводе на должность священника в Троицко-Кузнечевекую церковь, которое и было удовлетворено. Отец Николай с семьей переехал в священнический дом, что находился при храме. Дом одноэтажный, просторный, на высоком фундаменте, с широким крыльцом и с хозяйственными постройками.

Быстро освоился священник на приходе. Знал нужды и чаяния своих прихожан. Не только на приходе, но и в больнице исполнял отец Николай пастырские обязанности, находил время и силы активно заниматься просветительской деятельностью. Известно, что он возглавлял Владимирскую церковно-приходскую школу при Троицко-Кузнечевской церкви, преподавал Закон Божий в Александровском детском доме, в фельдшерской, ветеринарной и повивальной школе. Не обходил вниманием и служивых людей – беседовал, обучал Закону Божьему солдат Архангельского батальона.

Своим трудолюбием, честностью, милосердием и требовательностью он снискал уважение и любовь прихожан, огромный авторитет у духовенства. За заслуги по духовному ведомству Святейший Синод награждает его наперсным крестом. За обучение низших чинов Архангельского батальона отец Николай неоднократно получал денежные награды. 25 мая 1908 года он был возведен в сан протоиерея.

В годы Первой мировой войны, протоиерей Николай назначается для исполнения религиозно-нравственных нужд в 14-ю пешую дружину государственного ополчения.

С 1916 года отец Николай становится духовником городского духовенства.

Пролетарская революция 1917 года, интервенция, гражданская война не поколебали убеждения и жизненные устои протоиерея Николая Родимова. Он неизменно считал трагедией для государства свержение и убийство царя, помазанника Божия. Батюшка разъяснял прихожанам сущность происшедших в России перемен и не скрывал своего убеждения, что советская власть – власть временная. Не могли остаться незамеченными эти пророческие слова священника: его действия были расценены как антисоветская агитация. Он был арестован. Месяц провел отец Николай в тюрьме.

21 сентября 1920 года Архангельская губернская ЧК вновь приняла решение о заключении настоятеля Троицко-Кузнечевской церкви в концлагерь принудительных работ на два года, но условно, приняв во внимание его 64 летний возраст. Но это было лишь началом исповеднического пути известного городского священника.Освободившись из тюрьмы, протоиерей Николай свои убеждения не изменил, не мог признать и чуждое Церкви обновленческое движение. Православная вера была для него незыблемым основанием, ею он жил и бесстрашно исповедовал. Среди духовенства прослыл «тихоновцем» (т.е. приверженцем канонической Русской Православной Церкви, Предстоятелем которой был Святейший Патриарх Тихон). И не случайно в 1923, 1926 годах, будучи в Архангельске, архимандрит Соловецкого монастыря Вениамин (Кононов) неоднократно совершал богослужения в Троицко-Кузнечевской церкви. А в 1929 году в день Святого Духа в этой церкви богослужение архиерейским чином совершил архиепископ Северного края Антоний (Быстров) вместе с ссыльным духовенством. Ныне архиепископ Антоний (Быстров), архимандрит Вениамин (Кононов) прославлены Церковью в лике новомучеников.Когда первая волна разорения церквей, монастырей прокатилась по городам и весям России, отец Николай Родимов понял, что эта беда не минует и их северную глубинку. И все же решение властей о закрытии его приходского храма было неожиданным. Мотивируя его закрытие, власти ссылались на острую нехватку жилья. По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930 года, Троицко-Кузнечевская церковь г. Архангельска переоборудовалась под общежитие и другие общественно-культурные нужды. В составе комиссии, определявшей значимость убранства церкви, церковной утвари, священнослужителей, музейных работников не было. А потому согласно акту передано: «... на дрова – разных икон (дерево) 2 воза и резных обломков от иконостаса, ... музею – 39 разных икон без риз, 4 фарфоровых лампады, фонарь и резную икону Николая Чудотворца с серебряной на нем ризе, крестом из металла…»

Вскоре и сам настоятель с семьей был изгнан из священнического дома, а дом снесен за ненадобностью.

После закрытия Троицкой церкви протоиерей Николай Родимов стал служить при кладбищенской Ильинской церкви. 15 декабря 1930 года отец Николай ушел на покой, однако пастырское служение не оставлял, служил в этой церкви до самого ареста. Он был опорой, надеждой, любовью и совестью для духовенства и горожан. «...Очень популярен», – сказано о нем в одном из официальных документов.

Арестовали протоиерея Николая 10 декабря 1937 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». Обвинение было для того времени стандартное – контрреволюционная деятельность. Допрошен был один раз, 16 декабря. На допросе он молчал. Единственно, что было удостоено ответом, это его отношение к контрреволюционной деятельности. Ответ был короткий и уместился в одной строчке: «Никакой контрреволюционной деятельностью нигде и никогда не занимался».

В день предпразднства Рождества Христова, 2 января 1938 года, был вынесен вердикт о расстреле. Мученический венец протоирей Николай Родимов принял на 82 году жизни 10 января, в день памяти 20 000 мучеников Никомидийских, в церкви сожженных.

Родился отец Николай в день памяти 40 мучеников Севастийских. Рукоположен во иерея в день памяти Иова Многострадального. Закончил свой земной путь в день памяти 20 000 мучеников Никомидийских, в церкви сожженных. Дивны дела Твои, Господи!




Публикации

Епископ Савва (Тутунов): Апокалиптические утверждения в карикатурной форме – это паразитизм, и он был всегда
18 Июн 2020

Епископ Савва (Тутунов): Апокалиптические утверждения в карикатурной форме – это паразитизм, и он был всегда


Как во время вынужденного карантина из-за коронавирусной инфекции жила Русская Православная Церковь, есть ли в ней разномыслие и опасается ли она «цифровых концлагерей»?

Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет
11 Июн 2020

Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет


Как сегодня живет Сийская обитель, возрождаясь после разрухи и радуясь великому юбилею? На вопросы корреспондента портала «Монастырский вестник» отвечает игумен Феодосий (Нестеров).

Верить, надеяться и жить!
4 Июн 2020

Верить, надеяться и жить!


Памятные и важные моменты жизни и служения митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия.

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?
2 Июн 2020

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?


Важно разобраться, а что такое защита детей? Должны ли мы защищать детей, которые находятся в утробе матери?