Доклад Кореховой Ольги Анатольевна, учащейся 10 класса, МОУ ДО Детско- юношеского центра г. Новодвинска: Печальная участь Унского и Лудского приходов Архангельской епархии

VII Иоанновские образовательные чтения29 Ноября 2005

Семь лет я занимаюсь в этнографической мастерской северного худо- жественного вязания Детско-юношеского центра города Новодвинска. С целью сбора фольклорного материала, участвовала в экспедициях по районам Архан- гельской области. В 2004 году мне удалось побывать в поморских деревнях Уна и Луда на Летнем берегу Белого моря. Там обратила внимание на заброшенный храм в деревне Луда и на развалины храма в деревне Уна. Решила выяснить, почему их постигла такая учесть. С этой целью провела опрос населения дере-вень, где находятся эти храмы, а вернувшись домой, в Новодвинск, занялась изучением краеведческой литературы, газет.

И вот, что мне удалось установить из истории этих церквей.

Поморские деревни Уна и Луда обосновались еще в XIV веке, на берегах рек при впадении в Унскую губу Белого моря. Четыре километра разделяют друг от друга эти деревни, но они как сестры - близнецы. У них одинаковая судьба, уклад жизни, проблемы и заботы жителей. Разница лишь в том, что деревня Уна стоит на реке Уна, а деревня Луда – на реке Луда.

По утверждению историков первые сведения об Уне относятся к 1326 г. В Унской грамоте великого князя Василия Дмитриевича от 1397г. поморское поселение Уна упоминаются как усолья.

В XIV в. эти земли принадлежали представителям крупного боярского рода, называемого историками " Степановщиной ". Чуть позже стали принадле- жать их наследнику Амосу, которому по раздельной грамоте 1491 г. перешли большие владения (в том числе и в Уне , где он жил сам) пожи, рыбацкие тони, половинная доля в соляных варницах. Прославившись своими мастерами по выварке соли Уна и Луда, определили тем самым свою судьбу на несколько столетий вперед. После смерти Амоса в 1527 г., сыновья его разделили отцовские владения между собой. Значительная часть их досталась старшему сыну Амоса – Алексею. А тот после пострига в монахи передал свои владения монастырям и церквям, в том числе, церкви Св. Климента в Уне и Богородиц - кой в Луде. В 1556 г. в пользу Антониево – Сийского монастыря было отписано несколько варниц в Уне. По переписи 1688 г. соляные варницы в Луде и Уне принадлежали Соловецкому монастырю. В документах также отмечено, что с 1780 годов Уну и Луду стали называть посадами.

В кратком описании церквей и приходов Архангельской епархии (выпуск первый, 1894г.) указывается, что Унский приход состоял из Унского посада, в котором находились две приходские церкви. Он считался одним из древнейших в Архангельской епархии, так как его образование совпало с устройством в Уне первой церкви.

Первоначально церковь в деревне Уна была деревянная однопрестольная -во имя священномученика Климента. В 1871 г. к ней были пристроены два придела с северной стороны Иоанно-Богословский, а с южной – Никольский, вследствие чего она стала иметь вид креста. В XIX в. церковь сгорела и на этом же фундаменте была построена другая церковь однопрестольная во имя святой Троицы, имевшая вид корабля. При ней отдельно стояла колокольня. Церковь и колокольня были обнесены одною обнесенная оградою.

Из того же описания церквей и приходов узнала, что при Унских церквях числилось по описи 289 десятин земли, отдаваемой в аренду. Причт по штату состоял из священника и псаломщика, "наделенных пахотною землею на 11 мер рассева и сенокосной на 70 возов", и получавших жалование 220 рублей и доходов за требоисправления до 60 рублей. Для них в 1879 году были построены два дома. В приходе имелась церковно-приходская школа, открытая 7 января 1891 года. Помещалась она в доме священника, "состоящего и законоучителем ее безвозмездно". Учащихся к 1 января 1894 года было 24 мальчика. Прихожан, проживающих в Унском посаде при приходских церквях, к этому времени было 438 мужского пола и 509 женского.

Священником Унского прихода с 26 сентября 1891 года состоял Михаил Васильевич Легатов, 26 лет, кончивший курс в архангельской семинарии. Псаломщиком с 1881 года состоял Иоанн Александров Козловский , 66 лет, уволенный из высшего отделения Архангельского духовного училища на службу с 1845 года.

Лудский же приход состоял из одного Лудского посада, находящегося в 140 верстах от г. Архангельска, в 26 верстах от Яренгского прихода. Он был образован в 1874 году. До этого времени Лудский посад входил в состав Унского прихода, а находящаяся в посаде Богородице-Рождественская церковь считалась приписною к Троицкой церкви. Богородице-Рождественская церковь деревянная, была построена в 1862 году на средства Унского прихода и "при пособии местных жителей". Во владении церкви находилось 13 десятин 1200 сажен сенокосной земли, с которой выручалась арендная плата до 130 рублей в год, такая сумма и служила самым главным источником ее содержания.

Церковной утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь была снабжена в достаточной мере. При церкви в 1862 году был построен дом для священника. Прихожан к 1 января 1894 года состояло 250 душ мужского пола и 294 женского - все они жители одного Лудского посада.

События октября 1917 года коренным образом изменили отношения церк- ви и государства. К власти пришли силы, исповедовавшие атеизм, отрицавшие Бога и Закон Божий.

Декретом 1918 года было положено начало разрушению многовекового уклада жизни церковных общин, а по существу, и всего строя жизни русского общества и деревни в частности.

Положениями декрета 1918 года прямо или косвенно наносились удары по семье, по отношениям к общественным обязанностям, по основным духов-ным ценностям жизни человека.

Сталинские репрессии 30-х - 50-х годов затронули все слои населения Советского Союза, жертвами репрессий стали: рабочие, крестьяне, интеллиген-ция, военные, священники и даже целые народы. В газете "Известия" от 13 февраля 1990 г. опубликовано официальное сообщение КГБ СССР: "Тщательный анализ архивных документов, выявленных в ходе работы по реабилитации, позволил определить масштаб репрессий. С 1930 по 1953 г.г. по обвинению в контрреволюционных и государственных преступлениях судебными и всякого рода несудебными органами, вынесены приговоры и постановления в отношении 3 773 324 человек, из них 786 098 были расстреляны".

В это число вошли и репрессированные священнослужители, общее число которых в период Сталинских репрессий сократилось на 2/3.

Не избежали этой участи и священники Унского и Лудского приходов. Отец Николай Варфоломеев - последний священник храма св. Троицы в деревне Уна отказался отречься от сана священника и за это был заключен в лагерь. В лагере он пробыл недолго. По заступничеству его матушки (жены) и сына (они ездили на прием к Калинину в Москву) с просьбой о помиловании, батюшку освободили и дали возможность уехать в Уну. Церковь к тому времени была закрыта и подверглась разрушению. На пропитание священнику пришлось зарабатывать изготовлением для колхоза корзин, орудий для лова рыбы, помогали ему и дети. Умер о. Николай Варфоломеев в 1944 г. Погребен на сельском кладбище деревни Уна.

Житель деревни Уна, ветеран рыболовецкого колхоза имени Калинина Федор Федорович Мошков, в разговоре со мной выразил общее мнение односельчан, сказав: "Шестьдесят лет прошло со дня смерти последнего священника нашей Троицкой церкви о. Николая (Варфоломеева), а память об этом добром человеке и по сей день в нас жива. Присматриваем мы за его могилой".

В октябре 2002 г. в деревне Уна побывал внук священника Троицкого храма о. Николая - Лев Александрович Варфоломеев, кандидат биологических наук, участник Великой Отечественной войны. Он приезжал поклониться праху своего деда и поставить на его на могиле новый крест.

Более удачной, если так можно выразиться, была судьба Лудского прихода. В Луде вплоть до 1950-х годов действовала Богородицкая церковь. Последним священником в ней служил о. Ефим (Замятин) из Онеги. Жители деревни Луда, супруги Смолокуровы Виктор Алексеевич и Ядвига Иосифовна помнят красоту внутреннего убранства храма и как его закрывали. Вспомнили они свое венчание в церкви. Все эти годы они пытаются сохранить храм от разрушения и жаловались на молодежь, приезжающую в деревню отдыхать, мол, рушат храм и нет никакой управы на них.

Сейчас в Троицкой церкви устроена конюшня, а от колокольни остались лишь камни фундамента.

Церковь Рождества Богородицы в деревне Луда полностью разрушена.

Побывав в деревнях Уна и Луда, что на Летнем берегу Белого моря, я уви- дела плачевную картину современной деревни. Поголовное пьянство взрослого населения, нежелание в должной степени заниматься трудом (делается лишь только жизненно важная работа - заготовка дров, ловля рыбы для себя, заготов- ка ягод и грибов опять же для себя). Большинство молодежи уезжает из дерев- ни, не видя перспективы, оставляет стариков без своей помощи. Оставшаяся в деревне молодежь не пытается найти способов для улучшения своей жизни.

Но, кое-что стало меняться в жизни этих поморских деревень.

В 2001 г. в Уне и Луде побывали священнослужители Соловецкого мо- настыря. Они крестили детей. Осенью 2002 г. вместе со Львом Александрови- чем Варфоломеевым в Уне и Луде побывал настоятель Покровского храма г. Но водвинска о. Александр. Он тоже по просьбе жителей крестил детей. Тогда вместе с детьми приняла крещение и учитель начальной школы д. Уна. Дума- ется, что это добрый знак. Верю - быть духовному возрождению нашего народа,восстанут из руин церкви, зазвенят колокола, неся поморам благую весть о Христе.

Список использованной литературы.

1. //Известия, 13 февраля 1990 г.
2. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии, Выпуск I. Уезды Архангельский и Холмогорский - Архангельск, 1894 г.
3. //Приходский вестник, 13 октября 2001 г.
4. //Церковь и государство.




Публикации

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?
2 Июн 2020

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?


Важно разобраться, а что такое защита детей? Должны ли мы защищать детей, которые находятся в утробе матери?

Святыни возрожденной обители
18 Май 2020

Святыни возрожденной обители


После окончания всех карантинных мер в архангельском Доме Плотниковой откроется выставка «Церковные древности Антониево-Сийского монастыря». О том, какие ценности можно будет на ней увидеть, «Вестнику митрополии» рассказала Татьяна Кольцова.

Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди
13 Май 2020

Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди


Фейсбук — это полноценное средство массовых коммуникаций, тираж которого бывает намного выше, чем у известных газет и журналов.

Настоящий православный человек
12 Май 2020

Настоящий православный человек


 В этом году мы отмечаем 100-летний юбилей со дня рождения Фёдора Абрамова. Об известном писателе в интервью «Вестнику Архангельской митрополии» вспоминает историк, краевед и публицист Лариса Толкачёва.