Доклад Вячеслава Альбертовича Киселева, президента Российского фонда архитектурного наследия преподобного Андрея Рублева: «Основные направления сотрудничества фонда архитектурного наследия с Архангельской епархией»

VII Иоанновские образовательные чтения2 Ноября 2005

Ваше Преосвященство! Дорогой Владыка Тихон!

Дорогие гости и участники Седьмых Иоанновских образовательных чтений!

Наш Фонд Архитектурного Наследия имени прп. Андрея Рублева ведет свою деятель-ность с начала 90-х годов. Она направлена на сохранение, реставрацию и воссоздание памятников древнерусской архитектуры, на возрождение древнерусского деревянного зодчества в России. Архангельская епархия – одна из тех, с кем сотрудничество Фонда утвердилось давно и прочно. Большая роль в этом сотрудничестве принадлежит управляющему епархией владыке Тихону, который проявляет большой интерес к Фонду и содействует его плодотворной работе на Архангельской земле.Для меня это сотрудничество с северной епархией связано еще и с большим личным интересом к северному деревянному храмовому зодчеству.

Деревянные храмы на Руси появляются уже в конце IX века: постройка в 980 году рубленного из дуба тринадцати - купольного храма Софии Премудрости Божией в Новгороде Великом свидетельствует о немалом опыте древних мастеров. Стремление сделать церковь «приукрашенной и преудивительной», придать ей большую высоту вело зодчих к поиску но-вых архитектурных и конструктивных решений.

Так, на возникновение ведущего художественного типа древнерусского деревянного зодчества - шатровой церкви – бесспорно, оказала влияние практика строительства военно-оборонительных сооружений - сторожевых и оборонительных башен с их сурово-неприступным видом, олицетворяющим спокойствие, безопасность и независимость. Из разнообразных форм сторожевых и боевых башен: квадратных, шести – и восьмиугольных наиболее удачно отвечала архитектурно-художественным и практическим требованиям восьмиугольная «круглая» башня. «Восьмерик» оказался закономерным итогом многовековых творческих по-исков древних русских зодчих, наиболее выразительной архитектурной формой, обладавшей скульптурной пластичностью, монументальностью и стройностью.

Самой простой и целесообразной формой покрытия восьмигранного сруба являлся ша-тер – сужающаяся кверху восьмигранная пирамида. В храмовом строительстве шатер завер-шался луковичной главкой, стоящей обычно на небольшом барабане, и крестом. Шатер прочно утвердился в древнерусском деревянном зодчестве, воплощая в стремительном взлете торже-ство и мощь.

Можно с уверенностью сказать, что этот тип храмов восходит к глубокой древности и становится классическим в русском деревянном зодчестве. Шатровые храмы стояли и стоят на русской земле как стражи духовного мира, стойкости и цельности России.

Изменения в облике деревянного храма ХVII века связано с возникновением трапезной и разработкой торжественного входа. Обогащается силуэт сооружений, создаются богатые композиции многоглавых завершений храмов. Жизнерадостность и нарядность деревянного зодчества ХVII века отличается от суровой простоты храмов более ранних веков и является следствием глубоких изменений духовного состояния народа.

Архитектура Севера неповторима и уникальна, как уникальна и вся поморская культура в целом. В ряду наследия русской духовной культуры Север занимает свое особое, самобытное место, особое культурное пространство. В противовес активному процессу трансформации рус-ской культуры (под влиянием западно-европейской) в центральной России окраинное поло-жение северных земель послужило сохранению традиционной культуры. На Архангельской земле сохранилось древние храмы XVI-XVIII веков, есть удивительный музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Карелы». Поражают находящиеся в музее памятники, созданные древними северными храмостроителями — Георгиевская церковь из деревни Вер-шина, колокольня из деревни Кулига-Дракованово. Все они возведены без единого гвоздя, а по прочности и через столетия ни в чем не уступают храмам, построенным по современным тех-нологиям. Единство и многообразие шедевров деревянного храмового зодчества вдохновляют современных мастеров и позволяют изучить творческий метод древних зодчих, попытаться проникнуть в его тайны. Многовековые усилия творческого гения народа создали шедевры ми-рового масштаба. Они побуждают к возрождению и сохранению преемственности в деле рес-таврации и возведения новых храмов на северной земле.

Моя мечта – возродить северное деревянное зодчество в той полноте, какая была у древ-них мастеров – объединяющей целостности без жесткой унификации и стирания этнических и территориальных, местных особенностей. Характерным принципом взаимодействия многочис-ленных составляющих старинных архитектурных ансамблей является «нераздельность и несли-янность», полифоничность всех его элементов. Первые непростые шаги в деле возрождения северного деревянного зодчества наш Фонд уже сделал: с Божией помощью возведены дере-вянные храмы в Плесецке, Конецдворье, Подомо, Тойнокурье.

Но само участие в этом процессе дает нам понять, что достойно выполнить задачу воз-рождения древнего мастерства можно лишь через возрождение человеческих душ каждого из тех, кто вносит самую малую лепту в это дело, через возрождение исторического сознания все-го нашего народа и лично каждого. Все мы понимаем, что возрождение храмов – это возрож-дение духовных традиций, веры, культуры, искусства – возрождение духовного бытия народа. Без Православия это невозможно, вот почему одной из главных, центральных задач нашего Фонда является развитие активного сотрудничество с Русской Православной Церковью.

Важной задачей сотрудничества нашего Фонда с Архангельской епархией является помощь в восстановлении основных святынь Севера и среди них – Свято-Троицкого Антоние-во-Сийского монастыря, который в 2005 году отмечает свое 485-летие. Мне довелось вместе с владыкой Тихоном побывать на юбилейных торжествах. Я благодарен Богу, что нашему Фонду удалось в последние годы оказать существенную помощь монастырю в восстановлении его ос-новных святынь: полностью воссоздать к 2002 году храм-колокольню трех Московских Святи-телей - Петра, Ионы и Алексия; внешне отреставрировать храм преп. Сергия Радонежского и начать внутренние работы в нем; установить купола и кресты на главном монастырском Троицком соборе; на Благовещенском храме. Монастырь преобразился, но предстоит сделать еще немало, прежде чем он в полноте обретет свое былое величие.

А сейчас всех нас ждет еще одно важнейшее дело — возрождение кафедрального собора города Архангельска. Святейший Патриарх Московский и всея Руси лично благословил влады-ку Тихона и главу администрации Архангельской области Николая Ивановича Киселева на это поистине святое дело. Необходимо не просто построить кафедральный собор, а воссоздать храм, достойный своего предшественника – величественного Собора, известного до револю-ции всей России своим благолепием и красотой. Как известно, свое восхищение архитектурой и убранством кафедрального собора в Архангельске неоднократно выражали многие, в том числе и император Александр I.

Сейчас мы приступили к вполне конкретным делам: разработан архитектурный эс-кизный проект собора; отведено прекрасное место на набережной в исторической части города; создан Попечительский совет, возглавляемый владыкой Тихоном. Но дело это, бесспорно, – общенародное, дело всех тех, кто живет в этом городе, кто в нем родился, кто надеется, что его потомки будут жить здесь. И если каждый из нас подставит свое плечо – собор будет!

Спасибо за внимание.




Публикации

Епископ Савва (Тутунов): Апокалиптические утверждения в карикатурной форме – это паразитизм, и он был всегда
18 Июн 2020

Епископ Савва (Тутунов): Апокалиптические утверждения в карикатурной форме – это паразитизм, и он был всегда


Как во время вынужденного карантина из-за коронавирусной инфекции жила Русская Православная Церковь, есть ли в ней разномыслие и опасается ли она «цифровых концлагерей»?

Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет
11 Июн 2020

Дому Живоначальной Троицы на Русском Севере — 500 лет


Как сегодня живет Сийская обитель, возрождаясь после разрухи и радуясь великому юбилею? На вопросы корреспондента портала «Монастырский вестник» отвечает игумен Феодосий (Нестеров).

Верить, надеяться и жить!
4 Июн 2020

Верить, надеяться и жить!


Памятные и важные моменты жизни и служения митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия.

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?
2 Июн 2020

День защиты нерожденных детей: за что выступают Церковь, Анна Кузнецова и общественники?


Важно разобраться, а что такое защита детей? Должны ли мы защищать детей, которые находятся в утробе матери?