Северодвинское «Возрождение» посетило место утраченного Амбурского старообрядческого скита

Молодежное служение3 Марта 2020

Участники северодвинского православного клуба «Возрождение» совершили краеведческую экспедицию по окрестностям города корабелов. Активисты побывали на Амбурских озерах, где раньше находился старообрядческий скит.

«Проложили новый зимний маршрут, — сообщается на странице клуба ВКонтакте. — К нашей великой радости удалось познакомиться и пообщаться с одним из местных жителей. Узнали много интересного из истории поселения. На местном кладбище совершили литию, молитвенно почтив память православных христиан жителей Амбурских озер. Храни всех Господь!»

Амбурский скит основан во второй половине XVIII века, в ХIХ столетии он стал преимущественно женским. В 1846 году в скиту проживало семь мужчин и 67 женщин разного возраста. Возможно, некоторые староверы жили здесь семьями, так как скит изначально принадлежал к Поморскому согласию, не имеющему священства и выработавшему свой брачный канон. Позднее скит стал Федосеевским, то есть соблюдавшим аскетизм и безбрачие. Строгими порядками он был известен по всему Поморью, были у скитниц знакомства со староверами Приазовья и Прииртышья.

Единственным условием вступления в скит было исповедание правой веры в течение всей жизни в миру. Как правило, прибывающие в скит добровольно делали вклад: рукописные и старопечатные книги, иконы, кресты. Единоверцы из дальних скитов присылали муку, крупы, сахар, мед, зимнюю одежду, свечи. Одновременно от жертвователей поступали поминальные списки за здравие и упокой. Несмотря на то, что все поморки были грамотными, в скиту не привилось переписывание книг. Зато имелась библиотека из 78 старинных книг.

Была моленная, колокольня и более 30 жилых и хозяйственных строений. В книге «Сказ о Беломорье» Ксения Гемп, еще в 1913 году посетив эти места, писала: «Амбурский женский старообрядческий скит стоял за болотами Рикасихи и Кудьмы, к северу от тракта с Двины к Белому морю, к Солзе, Сюзьме, Неноксе и дальше к Унской губе. Первоначально скит был заложен на Пинеге близ Красногорского монастыря. После его "разорения" в первой половине прошлого века часть скитниц ушла в Кудьму. Освоившись и заручившись поддержкой единоверцев, они поставили молельню-часовню, укрыли в ней принесенные с собой старые книги, иконы и весь обрядовый обиход. Постепенно поставили жилье. Возник скит... Скит открылся весь сразу при самом подходе к нему. На взгорье, за невысокой огорожей, на зеленой поляне потемневшие деревянные рубленые избы, часовня, колодец с журавлем, поленницы дров, по траве протоптаны тропки».

Согласно указу архангельского губернатора от 23 сентября 1853 года, предписывалось выселить из скитов Архангельской губернии всех людей, прибывших из других регионов империи, в родные места.

Административные репрессии против поморских старообрядцев возобновились спустя сто лет. Месторасположение скита входило в черту Северодвинска, бывшего в ту пору закрытым городом. Власти под предлогом того, что старообрядки преклонного возраста и требуют ухода, в 1963 году захватили и вывезли начетчицу (главу общины) Павлу Григорьевну Мамонову на вездеходе, выделенном пограничниками. Среди архангельских староверов сохранилась легенда, что стариц вывозили в дом престарелых на вертолете. Вторая старица сумела спрятаться и жила в моленной до середины 70-х годов, когда захватили и вывезли в и ее.

В 1972 году сотрудники северодвинского музея предприняли экспедицию в деревню Амбурские, известную прежде как Амбурский старообрядческий скит. Ряд предметов, использовавшихся сельчанами в быту, пополнил музейные фонды.

Фото: https://vk.com/sevsknikolaychudotvorec.mol.club

Пресс-служба Архангельской епархии

Фото к новости:




Публикации

Для нашего же духовного благоустроения. Русские писатели и Православие
24 Ноя 2021

Для нашего же духовного благоустроения. Русские писатели и Православие


Текст Лолы Звонаревой, доктора исторических наук, искусствоведа, редактора альманаха «Литературные знакомства».                            

Библейская антропология: ветхозаветное учение о сотворении человека из праха земного (Быт 2:7). Истоки, значение, богословская рефлексия в христианской и иудейской традициях
28 Окт 2021

Библейская антропология: ветхозаветное учение о сотворении человека из праха земного (Быт 2:7). Истоки, значение, богословская рефлексия в христианской и иудейской традициях


Статья священника Михаила Юрова опубликована в четвертом номере научного журнала «Христианская жизнь» за 2021 год.

Алексей Осипов: Богословие возможно только через очищение души
4 Окт 2021

Алексей Осипов: Богословие возможно только через очищение души


Профессор Московской духовной академии поделился размышлениями о том, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре.

Новое имя в Соборе Архангельских святых
11 Авг 2021

Новое имя в Соборе Архангельских святых


Пополнить список северных угодников Божиих благословил Святейший Патриарх Кирилл.